Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Поляки крутят "Колесо фортуны".»

Источник эмоций, нахлынувших на поляков в связи с телевизионными турнирами типа нашего "Поля чудес", - это прежде всего деньги, выигрываемые в этих передачах, считает еженедельник "Факты". В одних добыча составляет лишь сотню-другую долларов, а в таких, как "Миллиард в уме" или "Большая игра"…>>>
«Пока не Лувр, но все же, все же...»

20 ноября отметит 80-летие со дня своего создания Глазовский краеведческий музей. Рождение свое встретил он более чем в столетнем ныне возрастом здании бывшей женской гимназии: гимназистки по выпуске своем получали право преподавать в народных училищах. Музей и доныне…>>>
«"Бавария" закидывает кадровые сети небывало широко.»

Словно бы в ответ на нескончаемый поток критики в адрес мюнхенского суперклуба за его ущербную трансферную политику на этой неделе получили распространение слухи о том, что "Бавария" претендует на нескольких очень известных в Европе футболистов. Во всяком случае, руководство мюнхенцев еще не опровергло ни один из этих слухов, появившихся в…>>>
«Полвека вместе.»

Делегация ОАО "Северсталь" во главе с директором по внешним инвестициям И.В.Ярославцевым приняла участие в праздновании 70-летия Печорского угольного бассейна и Дня шахтера в Воркуте. На праздничных мероприятиях присутствовали глава республики Коми Ю.А.Спиридонов, губернатор Ленинградской области В.П.Сердюков и другие официальные…>>>
«Соблазны Янссона.»

Что такое настоящий шведский стол. Анатолий ГЕНДИН, информационное агентство "Локатор" - специально для "Известий". Какой русский не любит шведский стол? Возможность наполнять свою тарелку самыми разными блюдами и делать это "сколько влезет" очень нравится нашим соотечественникам. Однако настоящий шведский стол - это не…>>>
«Центробанк договорился с участниками рынка.»

Центробанк и Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР) подписали генеральное соглашение о сотрудничестве в целях организации системы рефинансирования Банком России коммерческих банков с использованием векселей в качестве обеспечения кредитов Центробанка…>>>
«"Народный Букер": кто не успел, тот опоздал!»

Сегодня ваш последний шанс стать членом "народного" жюри. 17 июля началась акция "Народный Букер", посвященная первому десятилетию существования русского Букера. Она должна выявить абсолютного победителя по версии читателей, независимо от того, был ли он одним из девяти лауреатов "Букера"…>>>




Аналитика



Золушка с наганом.

На рубеже века вышло сразу несколько статей, затрагивающих тему "публицизма" в фантастике: О. Славниковой "Я люблю тебя, империя" ("Знамя", N 12), Р. Арбитмана "Принцесса на бобах" ("Урал", N 12), А. Марченко "Китайский маскарад на русской исторической сцене" ("Новый мир", N 12) и Дм. Володихина "Синдром дискеты" ("Если", N 1).

Фантастике все же удалось превратиться из закомплексованной Золушки в принцессу. Правда, если верить критике, чтобы стать принцессой, ей пришлось вместо бального платья надеть тужурку, прицепить наган и двинуться в массы - агитировать.

Поскольку именно тогда критика ее и заметила.

Политизированностью или, пользуясь термином Володихина, "публицизмом" нынешняя фантастика - во всяком случае, та, что на слуху, - обязана, во-первых, неискоренимой советско-антисоветской традиции, а во-вторых, чуткости авторов, которые (цитирую Славникову) "уловив в обществе забродившую тоску по империи, некий новый социально-психологический код, выдают свои расшифровки".

Кто же конкретно попал в поле зрения критиков?

Ну, во-первых, разумеется, О. Дивов со своей "Выбраковкой".

Славникова, чья статья посвящена исключительно "имперскому синдрому", весьма высоко отзывается об авторе, который "наплевав на политкорректность... выворачивая наизнанку сложившийся в литературе и в сознании читателей образ карательных органов, описывает "хорошее НКВД". Впрочем, НКВД у Дивова переименовано в АСБ, агентство социальной безопасности, которое наделено абсолютными полномочиями судить и карать. В результате получился мир, в котором преступность раздавлена на корню, вовсю функционирует принцип "у нерусских не покупаем", а окурки бросают исключительно в урны. Разумеется, по законам не столько жанра, сколько истории, структура в конце концов начинает пожирать саму себя, что и дало повод Славниковой заявить, что Дивов написал роман, в котором утопическая, но тем более желанная модель "хорошего тоталитаризма" разрушается изнутри. Гораздо более скептически отнесся к "Выбраковке" Арбитман, отведя ей место в разделе под многозначительным заголовком "Бегство от свободы":

Дивов "делал вид, что писал антиутопию", а на деле... "при чтении тонкая пленочка рвется и из-под нее скалит зубы утопия". По мне же, перемудрили оба критика - роман просто являет собой очередную версию излюбленной автором темы: закрытый клуб ангелов- истребителей, которые на первых страницах психуют и разлагаются от того, что работы нет, а потом вкалывают, но все равно психуют, поскольку работа нервная... Центральную же идею романа, в сущности, можно свести если не к киношному "Судье Дредду", то к старой жванецкой мечте о танке быстрого реагирования ("Сколько стоит эта редиска? Скока-скока?")...

В обойму Славниковой попал и А. Столяров со своим демонстративно публицистичным "Жаворонком", житийным повествованием о "Севастопольской Деве" и ее отчаянной попытке воссоединить Крым с Россией; попытке заведомо безнадежной, поскольку даже Чудо не в состоянии противостоять интересам сильных мира сего. "Жаворонок" пронизан ностальгической тоской по тому пространству, "где... каждый человек, где бы ни родился и на каком языке с детства ни говорил, чувствовал себя гражданином единой вселенной". Да, СССР действительно был тем полем напряжения, которое порождало мощные культурные феномены... И Жанна с ее великой жертвой, несомненно, фигура знаковая. Но я почему- то, читая драматическое описание повальной голодовки, устроенной жаждущими воссоединения жителями Крыма, все гадала - а за что пострадали невольно вовлеченные в этот разгул средневековой религиозной истерии идеологически пассивные собаки и кошки, которых сознательные хозяева вдруг перестали кормить? Крымчане-то и закупать продукты демонстративно перестали. Детей разве что пожалели - кормили.

Пожалуй, меньше всего добрых слов досталось Вяч. Рыбакову ("На чужом пиру"). Благожелательная О. Славникова, в чье поле зрения попали самые разные авторы - от Лукьяненко до Липскерова, - вообще обходит роман молчанием... Не потому ли, что художественного предмета для разговора нет? Поскольку трудно назвать художественным текст, в котором, цитирую Арбитмана, автор "из четырехсот страниц... литературе уделяет лишь сотню". Понятно, что "ярый демократ" Арбитман по определению должен был очень жестко отнестись к новому роману Рыбакова ("...расплачивается талантом беллетриста за грядущее право пасти народы...", "...неотделимость творческих и госбезопасных проблем для Рыбакова- 2000 выглядит аксиомой"). Но и "государственник" Володихин пишет хотя и мягче, но в том же духе о тексте, в котором "философско- социологический трактат о настоящем и будущем России, введенный в повествование от имени современного отечественного мыслителя Сошникова, целиком и полностью преобладает над художественной тканью романа".

Я, впрочем, рада была узнать, что герой "Очага на башне" Симагин помирился со своей Асей, что ее сын Антон принял у отчима эстафету, встав "над пропастью во ржи", что злодей Вербицкий потерпел-таки моральный крах, а потом вроде перековался (кстати, наиболее агрессивно-пафосные, обличительные речи Рыбаков отдал именно ему; наиболее человечные, впрочем, тоже). Еще заодно выяснилось, что наших ученых, цвет и мозг нации, уничтожали не коммуняки-экстремисты, а, наоборот, американские шпионы.

Похоже, что антиамериканизм нынче входит в тот самый "социально-психологический код" , который транслируют фантасты. У Рыбакова этот мотив звучит, помимо воли, почти пародийно, но вот и у Столярова в стильном, крепко сколоченном "Жаворонке" Запад из соображений собственной выгоды подспудно препятствует крымско- российской интеграции.

Вот и Марченко в своей статье, целиком посвященной "вейскому циклу" Ю. Латыниной, в числе прочего хвалит автора за то, что та, строя модель отношений феодальной Веи и капиталистической Земли, использует (особенно в последнем романе цикла - в "Инсайдере") "набор раздражителей, разогревающих сегодняшний российский антиамериканизм". Впрочем, добавлю от себя, Латынина в своих построениях демонстративно отказывается раздавать оценки - вейское общество с его системой взяток и кумовства тоже далеко не идеал. Да и Арбитман - критик жесткий и злоязычный - явно не склонен сводить "вейский цикл" к набору исторических и экономических параллелей, поскольку Латынину хвалит. Одну из немногих. Но отнюдь не за "публицизм", а за способность "увязать сюжетность с художественностью".

Увы, именно умение выстроить свой мир, казалось бы, гораздо более ценное для фантаста, чем способность прицепить к этому миру идеологический довесок, в поле зрения критики почти не попадает.

А зря. Публицистика - жанр скоропортящийся. А умение создавать миры если не равняет человека с Творцом, то, по крайней мере, приближает к нему.

М. ГАЛИНА.

7 февраля 2001
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    Цитата на 1-ю полосу.

    Только цены разные...

    "Можно подумать, что два самых важных рабочих стола в государстве находятся не в Кремле и в Доме правительства6 а где-нибудь в подземном переходе на Пушкинской площади, где при желании и за относительно скромную плату можно ознакомиться с любым "абсолютно достоверным" документом".

    (Игорь Шабдурасулов, начальник департамента культуры и информации аппарата правительства РФ, опровергая слухи о возможной.

    По данным областной диспетчерской государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в области уже подано тепло в 64 процента жилых домов.

    Также на сегодняшний день отапливаются 82 процента детских садов, 85 процентов школ и 83 процента больниц Кузбасса.




  • 16.09.1999 - Несколько советов по профилактике остеохондроза.
  • 30.01.1999 - Резервации для отверженных?
  • 6.11.1997 - СРЕДНИЕ СТАВКИ МОСКОВСКОГО МЕЖБАНКОВСКОГО РЫНКА КРЕДИТОВ В ДОЛЛАРАХ США (в процентах годовых).
  • 7.08.2000 - От всех печалей - петрушка.
  • 23.02.1999 - Павла Лазаренко могут выслать из США.
  • 2.11.2001 - ВРАГ МОЙ КОМПЬЮТЕР.
  • 5.10.2001 - Из кризиса - за 4 года.
  • 24.05.2001 - Отдай миллион.
  • 16.03.2002 - Судьба министра на телевидении.
  • 29.05.2002 - За транзит придется платить.
  • 26.10.2001 - Трудное занятие.
  • 8.05.2003 - ПРОТОКОЛ.
  • 11.01.2001 - Дворник Ермолаев бежал 37 суток.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.