Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Урмас ОТТ, телеведущий: Я скучный и неинтересный человек.»

В этом году исполняется 15 лет знаменитой передаче Урмаса Отта "Телевизионное знакомство". В последнее время звезда советского телевидения (а затем и российского - многие вспомнят его телеинтервью конца 90-х, которые он брал у ньюсмейкеров в ресторане "Прага") почти не имеет дела с телеканалами, зато…>>>
«Израиль нас понимает.»

Еврейское государство знает, что такое терроризм. Владимир ДУНАЕВ. На душу России, израненную "гуманитарным наступлением" Запада, щедро пролили бальзам. Приехавший с визитом в Москву вице-премьер и министр иностранных дел Израиля Давид Леви заявил: "Наш долг…>>>
«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ШКОЛА ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ЮБИЛЕЕМ.»

С начала месяца педагоги и учащиеся детской музыкально-хоровой школы встречают гостей. Хоровые коллективы Сибири и Кузбасса радуют междуреченского зрителя концертами, посвященными 25-летию хоровой школы. В ДК "Распадский" выступили хор студентов музыкального…>>>
«РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА.»

Управление здравоохранения администрации Красноярского края сообщает результаты конкурса, объявленного в газете "Красноярский рабочий" от 12.05.2001, N 85. Победителями конкурса на поставку медицинского оборудования признаны: ОАО МТД "ДАНА", г. Красноярск, с ценой контракта 7 990 000 руб.; ГУП ККТПП "Фармация"…>>>
«Монополист отыгрывается на бесправном.»

Из редакционной почты. По действующему в стране законодательству развитие и реконструкция электросетей должны осуществляться за счет организаций, производящих электроэнергию. Если прибыли есть, реконструкцию производят, если нет, с ней временят. Но не так думают некоторые акционерные общества, входящие в систему РАО ЕЭС…>>>
«Гоголя станцевали по-итальянски.»

Балетная труппа из Палермо представила русскую классику. Ансамбль современного балета Миши Ван Хука показал свои последние работы "Невский проспект" и "Пилигримы". Такое ощущение, что оба произведения - вырванные из контекста пластические фрагменты, настолько…>>>
«ОФИЦИАЛЬНЫЙ КУРС ЦБ РОССИИ.»

Центральный банк Российской Федерации установил на 17 сентября 1997 года следующие курсы иностранных валют к рублю Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей*: 1 австралийский доллар 4194,19 1 австрийский шиллинг 470,97 1 фунт стерлингов 9365,57 100 белорусских рублей…>>>




Аналитика



Махатма ГАНДИ: Пророк в своем отечестве.

Прошло уже полвека с тех пор, как выстрел фанатика-убийцы в Дели оборвал жизнь Махатмы Ганди. К счастью, учение Ганди оказалось куда долговечнее его создателя. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Петр ШАСТИТКО и корреспондент "Известий" Владимир СКОСЫРЕВ размышляют об уроках гандизма для Индии и России.

- Начнем с вашего любимого изречения Махатмы Ганди -"Каждая дорога начинается с порога твоего дома; плохо, если она на нем кончается". Как вы полагаете, что хотел сказать нам этим пророк?

- Эту парадоксальную на первый взгляд мысль можно легко расшифровать, вспомнив о начале его жизненного пути. Ганди ведь родился в ветхозаветной индуистской семье. Старые обычаи, заповеди касты очень много значили. Когда уже после смерти отца Ганди собрался на учебу за границу - в Англию, каста встала на дыбы. Его отлучили от касты, пригрозили карой всякому, кто окажет помощь нарушителю запрета. Тем не менее Ганди образование в Англии получил. Поэтому, мне кажется, он советует своим наследникам: не замыкайтесь в кругу семейных, местных забот, вашим домом должен быть весь мир.

- Еще со времени обучения в Британии у Ганди сформировалось уважительное отношение к британским порядкам и законам. "Пожалуй, я не знаю никого, кто так лояльно относился бы к британской конституции, как я", - признавался он. Во время англо-бурской войны Ганди даже собрал из индийцев добровольный санитарный отряд, обслуживавший британских солдат. Вам не кажется, что здесь мы сталкиваемся еще с одним парадоксальным моментом в его наследии. Никто другой, наверное, не сделал так много для разрушения Британской империи, как ее лояльный подданный Махатма Ганди.

- Да, Ганди индийцы недаром называют "бапу" - отцом нации. Предложенные им методы борьбы обрели широкую популярность и позволили сделать народное движение массовым, в результате чего Индия добилась независимости. Но освобождение свершилось без революции, без гражданской войны, без бессмысленного крестьянского бунта. В этом прежде всего я вижу неувядаемую заслугу Ганди перед его родиной да и перед человечеством.

- Словом, Ганди еще в молодости, познакомившись с британской правовой системой, проникся уважением к закону, цивилизованным методам политической борьбы. Это помогло ему удержать своих бесчисленных приверженцев от актов насилия, повести движение по мирному пути. Правильно я вас понял?

- Не совсем. Вы сделали чересчур большой акцент на интернациональном моменте в его учении и упустили из виду национально-религиозный фактор. А он гораздо важнее. Насилию как методу решения социальной или национальной задачи Ганди противопоставил активное ненасильственное сопротивление. В отношениях между людьми он противопоставил злобе доброту, нетерпимости - согласие, жестокости - мягкость.

Но эти идеи были неотъемлемой частью его религиозного сознания. Недаром ключевой термин своего учения - "сатьяграха" (упорство в истине) - он характеризовал так: "Корень сатьяграхи - в молитве". Участник борьбы полагается на бога в защите от грубой силы. Если немецкий философ Ницше провозгласил культ силы, то Ганди - культ духа. И эта проповедь упала на благодатную почву: ведь для крестьян, исповедующих по большей части индуизм с его упором на смирение, покорность судьбе, призыв к ненасилию не был чем-то чуждым.

- Иными словами, вопреки библейскому изречению, Ганди оказался пророком, которому внимали в его отечестве. Завидная судьба. А ведь и у нас в России был пророк, звавший отрешиться от насилия. Но его философия противления злу добром не получила такого отклика.

- Два гиганта мысли - Толстой и Ганди - вели переписку друг с другом. Ганди считал себя единомышленником Льва Николаевича, который, в свою очередь, высоко ценил своего последователя из Индии и подписывал свои письма так: "Ваш друг и брат Л. Толстой". Влияние Толстого было глубоким и длительным. Незадолго до смерти Ганди говорил: "Россия дала мне в лице Толстого учителя, который представил рациональную основу для моего ненасилия".

- Если бы это заявление дошло до Кремля, оно вряд ли там вызвало восторг.

- В сочинениях Ленина упоминаний имени Ганди нет. А вот Сталин о нем говорил. И чтобы меня нынешние поклонники вождя не упрекнули в вольном толковании, я позволю себе его процитировать. Сталин называл Ганди полицейской опорой и помощником колонизаторов. Сравнивая обстановку в царской России и Индии, он писал, что колонизаторы хотят залить землю Индии кровью и "опереться на полицейские штыки, призвав людей типа Ганди". И далее: "Что касается помощников типа Ганди, то царизм имел их целое стадо в лице либеральных соглашателей всякого рода".

- Скажите, в этой уничижительной характеристике - "либеральный соглашатель" - есть доля истины?

- Во всяком случае, ненасилие, по Ганди, не означало безвольного непротивления злу, его учение о "сатьяграхе" было наполнено внутренней энергетикой, запасом воли. Оно предполагало противостояние злу, но без силы оружия.

- Но реально ли это в политической практике? Ведь недаром писал поэт: "добро должно быть с кулаками".

- Я приведу два примера из индийской жизни. По призыву Ганди в стране объявляли "харталы" - своеобразные забастовки, когда останавливались не только все фабрики и заводы, но и закрывались магазины, парикмахерские, прачечные, останавливался транспорт, связь, переставали работать чиновники и учителя. В результате наступал паралич власти. Колонизаторы были вынуждены идти на уступки. Вы можете сказать, что такая тактика приносила успех лишь в конфликте с британскими чиновниками, соблюдавшими правила игры и способными к компромиссам. Но у Ганди были противники и покруче. Когда в 1947 году происходил раздел страны на Индию и Пакистан и субконтинент охватило безумие вражды между индусами и мусульманами, 77-летний Махатма, узнав, что в одном из округов Бенгалии начались погромы, направился туда. Пешком с посохом в руках старец ходил из деревни в деревню и сумел погасить вспышку.

- Это не единственный пример личного мужества. Достаточно вспомнить хотя бы, что он работал добровольной сиделкой в бараках, куда свозили заболевших чумой. А ведь в юности, по собственному признанию, Ганди был трусом. Боялся привидений, змей, воров, не решался ночью выходить на улицу. Что, по-вашему, помогло ему одолеть страх, стать другим человеком?

- Мне кажется, отгадка в том, что он подчинил личную жизнь выполнению долга.

- Однако выполнение долга, служение идеалу, как его понимал пророк, требовало жертв не только от него самого, но и от близких.

- Что ж, Ганди не бог, а смертный, с недостатками, присущими людям. Кстати, он первый был готов свои ошибки признать. Но слишком ли жесткие требования предъявлял к родне, окружающим? Не мне судить. Отмечу только одно. Ганди всеми корнями был связан со своим, как теперь принято говорить, электоратом. Он понимал, в отличие от наших политиков, что в бедной стране нельзя стать лидером людей, не отказавшись от благ и привилегий, которые приносит власть или видное положение в обществе.

- Ганди применял на практике многие заповеди индуистских аскетов, что нисколько не мешало ему быть дальновидным и искусным политиком, неуклонно приближавшим день, когда колонизаторы покинули Индию. Однако эта страна все еще не стала воплощением гандистского идеала.

- Меня беспокоит, что в ряде штатов Индии поднял голову сепаратизм, усилилась деятельность шовинистических партий. Сепаратизм губителен для экономики, политической целостности государства, межнационального культурного общения. Поэтому сегодня страна по-прежнему нуждается в спокойной мудрости и объединяющей воле Махатмы.

- А если обратиться к российским реалиям, что из наследия Ганди для нас наиболее важно?

- Воинствующий пацифизм.

- Слова довольно неожиданные в устах участника Великой Отечественной войны.

- Поясню. У нас нет ни одной активной антивоенной организации общероссийского масштаба. Особенно остро это сказалось во время войны в Чечне, когда против бойни выступили только матери сражающихся солдат.

Чеченская трагедия всем памятна, однако общество по-прежнему отстранено от решения проблем войны и мира. За нас все решают верхи. И вот результат: мы продолжаем содержать армию с инфраструктурой, сложившейся тогда, когда наша страна была сверхдержавой. Продолжаем содержать, отрывая средства от образования, науки, здравоохранения. Такие военные расходы нам не по карману и, главное, на мой взгляд, не оправдываются интересами национальной безопасности. Напротив, эти интересы диктуют гораздо более радикальное сокращение армии, чем то, которое происходит сейчас. Ведь никогда за тысячелетнюю историю России ее международное положение не было столь благоприятным. У нас нет реальных внешних врагов.

Но попробуйте об этом заявить. Вас объявят антипатриотом. На вас обрушится гнев военного лобби. Вот почему необходимо создать организацию, которая разоблачала бы милитаристскую пропаганду и выступала с позиций воинствующего пацифизма - в духе Махатмы Ганди.

17 февраля 1999
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    Эстафета по клавишам.

    С баховским концертом выступит 12 декабря в Большом зале Филармонии пианист Андрей Гаврилов, давно покинувший Россию. В восемнадцать он победил на Конкурсе имени П.Чайковского, был замечен Святославом Рихтером и позже выступал вместе с ним. Уехал на Запад на заре перестройки, когда наши музыканты получили возможность зарабатывать столько, сколько они стоят на самом деле. Российская публика от этого много потеряла. А прошлогодний выпускник Консерватории Дмитрий Барбашин 8 декабря будет дебютировать с сольным концертом в Малом зале. Шопеновская программа, с одной стороны, беспроигрышная, с другой - у всех в памяти игра великих.

    Старое вино в новые мехи.

    Виктор Пелевин. Затворник и шестипалый. Повести. М.: Вагриус.

    Новая книжка самого Виктора Пелевина! И тишина. Ни демонстраций, ни публикаций, ни интервью по поводу. Что так? Да в том-то и дело, что книжка новая, а повести в ней старые. Выпустив три повести Виктора Пелевина, издательство "Вагриус" начало публикацию книг малой прозы авторов, как правило, известных прозой большой. То, что это серия, пока никак не обозначено. А повести действительно хорошие. Некоторые знатоки творчества Пелевина даже считают, что это лучшее из всего, что он написал.




  • 20.05.1999 - ИЗМЕНЧИВЫЕ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО.
  • 21.07.2004 - ОАО "ХИМИКО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД" ПРИГЛАШАЕТ делать оферты по…
  • 13.04.1999 - МИНИСТР ПОД СЛЕДСТВИЕМ.
  • 12.03.2004 - ПОГОДА НА ФОНДОВЫХ РЫНКАХ.
  • 15.10.1999 - Космодром угрожает жизни поморов.
  • 19.07.2001 - На замке.
  • 12.08.1997 - ПРИНЕСЕТ ЛИ ЭКСПОРТ БАРЫШИ?.
  • 25.08.2004 - НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Рубрику ведет Галия ПАНАСЕНКО…
  • 4.05.2000 - Ветеранам не нравится их "математика".
  • 20.08.2004 - МОЖЕТ, МЫ НЕ ТАК ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ?
  • 24.01.2001 - Новорожденная альтернатива.
  • 15.02.2002 - До закрытия Олимпиады осталось 9 дней.
  • 17.11.2001 - Председатели колхозов запели о притонах Сан-Франциско.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.