Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Соблазны Янссона.»

Что такое настоящий шведский стол. Анатолий ГЕНДИН, информационное агентство "Локатор" - специально для "Известий". Какой русский не любит шведский стол? Возможность наполнять свою тарелку самыми разными блюдами и делать это "сколько влезет" очень нравится нашим соотечественникам. Однако настоящий шведский стол - это не…>>>
«Центробанк договорился с участниками рынка.»

Центробанк и Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР) подписали генеральное соглашение о сотрудничестве в целях организации системы рефинансирования Банком России коммерческих банков с использованием векселей в качестве обеспечения кредитов Центробанка…>>>
«"Народный Букер": кто не успел, тот опоздал!»

Сегодня ваш последний шанс стать членом "народного" жюри. 17 июля началась акция "Народный Букер", посвященная первому десятилетию существования русского Букера. Она должна выявить абсолютного победителя по версии читателей, независимо от того, был ли он одним из девяти лауреатов "Букера"…>>>
«Окленд выпивает при свечах.»

С минувшей пятницы крупнейший город Новой Зеландии Окленд практически лишен электроэнергии. Проливные дожди и ураганной силы ветры разрушили основные высоковольтные линии, снабжающие город электричеством. В город поступает лишь 10 процентов необходимой энергии. Деловая жизнь в Окленде замерла, пустуют отели и учреждения. Практически прекратилась торговля…>>>
«ВОЙНА ПЕРЕНАПРАВЛЯЕТ ТУРПОТОКИ.»

Из-за войны в Ираке количество чартерных и регулярных полетов в ОАЭ сильно уменьшилось, а туризм в Иорданию вообще прекратился. Гораздо меньше россиян сейчас едет в Шарм-эль-Шейх и несколько больше - в Хургаду. Отмечено аннулирование туристических поездок в Турцию, Тунис и на Кипр. Такие данные привел Владимир Стржалковский…>>>
«Узнать об успехах детей-студентов родители могут по почте.»

Вчера стало известно о необычном новшестве, внедренном в Ковровской технологической академии (КТА). Теперь за плату родители студентов могут получить информацию о том, каковы академические успехи их детей или как часто они пропускают занятия. Как сообщил "Известиям" и.о. декана вечернего факультета КТА Владимир Полянин, если…>>>
«Локальный конфликт государственного масштаба.»

Все чаще и чаще в последнее время приходится слышать: темные дела творятся на территории пригородных дач на Ростовском шоссе. Мол, пришлые люди с юга основательно потеснили местных жителей. Не спеша пробираемся по улочкам с фруктово-ягодными названиями. Скажем прямо, на плацдарм, где якобы развернулась…>>>




Аналитика



"Женитьба" на брегах Невы.

"Белый театр" из Петербурга показал Москве Гоголя.

Марина ДАВЫДОВА.

Некоторые наивные люди до сих пор думают, что Н.В. Гоголь был гениальным комедиографом, написал несколько очень смешных комедий и, что главное, в его комедиях - характеры. С такими замшелыми взглядами в театр лучше не ходить. Спектакль молодого режиссера из Питера Романа Смирнова "ЖЕНИТЬБАГОГОЛЯ" в очередной раз доказал: ничего особенно смешного в Гоголе нет.

В одном сером, сером городе был серый, серый дом. В этом сером, сером доме была серая, серая комната. В этой серой, серой комнате, "меблированной" главным соратником едва ли не всех питерских режиссеров художником Эмилем Капелюшем, и происходит действие спектакля. Текст бессмертной гоголевской комедии разложен на двух действующих лиц. Одно - мужского пола, другое - женского. Можно сказать и иначе: одно символизирует собой вечное мужское начало, другое - вечное женское. А можно и совсем иначе: одно есть сам Гоголь, другое - его многоликая муза. Живут они мало того что в сероватом, так еще и в страшноватом - а главное, в очень переменчивом - мире, подернутом холодом зеркальной поверхности. Отражаясь в зеркалах (одно, огромное, стоит фронтально к залу, другое, поменьше, - наискосок), персонажи пугаются сами себя. То и дело со страшным лязгом захлопывается мышеловка. Кажется, еще чуть-чуть - и на сцену хлынет рой каких-то ужасных видений. "Все - обман, все - мечта, все - не то, чем кажется".

Мужчина и женщина играют в "Женитьбу". Восхитительное разнообразие гоголевских персонажей, все эти бурлескные, не похожие друг на друга, и вообще ни на что не похожие, Яичница, Анучкин, Бальтазар Бальтазарыч и даже главные гоголевские антиподы Подколесин и Кочкарев имеют одно лицо на всех. Лицо хорошего артиста Валерия Кухарешина. Агафья Тихоновна, она же сваха, она же хозяйка серой, серой комнаты - лицо талантливой и очаровательной Марины Солопченко. Игра в "Женитьбу" - это вечная игра мужчины и женщины. Их вечное притяжение-отталкивание. Боязнь сойтись и невозможность расстаться. Ближе к финалу Она опутывает Его длинной нитью с прялки, но потом сама же ее пережигает, даруя герою свободу. И поди разбери: то ли реальные люди перед тобой, то ли фантомы. То ли на земле они в конечном итоге соединились (застыли на прощание в луче прожектора, как на семейной фотографии), то ли на небесах. То ли ты "Женитьбу" смотришь, то ли "Записки сумасшедшего". То ли Андрея Белого, то ли Кафку.

Вся эта, по выражению Ахматовой, "полночная Гофманиана" стала общим местом гоголевских постановок с легкой руки Валерия Фокина, чемпиона по такому сумрачно-мистическому, жутковатому Гоголю. Его знаменитый спектакль "Нумер в гостинице города NN" (неожиданные и завораживающие сценические перепевы "Мертвых душ") оказался лет десять назад очень своевременным вызовом тому разухабистому Гоголю, от которого театральный критик (но не зритель) бежит, как Мопассан от Эйфелевой башни. Такого Гоголя, кстати, и до сих пор можно увидеть в некоторых театральных заповедниках (см., например, поставленную в прошлом сезоне "Женитьбу" Сергея Арцыбашева со звездами "Маяковки", в которой каждый из артистов, подобно публичной женщине, старается привлечь внимание к своей персоне всеми возможными средствами, ничего не стыдясь и никого не стесняясь).

Рядом с подобной "Женитьбой" сразу понимаешь, что Роман Смирнов - режиссер, то есть человек, знающий, что такое театральный свет, театральная метафора, театральная концепция, мизансцена, наконец. Но ощущение, что на наших глазах произошла замена одного общего места (Гоголь развеселый, с этакими актерскими коленцами, характерным гримом и россыпью смачных сценических шуток) на другое (Гоголь болезненный, фантасмагорический, предтеча символистов и сюрреалистов, "над чем смеетесь? Нет тут ничего смешного") не покидает хоть плачь.

"Надо ставить не отдельное произведение, а всего Гоголя", - заявил перед телекамерами Роман Смирнов. Эта идея не новая. Эта вообще идея очень режиссерская, именем Мейерхольда освященная. Но какого "всего"? Так называемый "весь Гоголь" на самом деле совсем не весь. Это лишь его часть. Гениальный провинциал, приехавший в чопорную столицу империи из яркой, многокрасочной Украины, испытал что-то вроде культурного шока. И его произведения, связанные с Петербургом, действительно пронизаны мистическим ощущением города-спрута, города-монстра, города-миража, призрачного, пугающего и дьявольски обольстительного. Тут Гоголь и впрямь становится Гофманом. Тут вся его фольклорная сказочность оборачивается фантасмагорией. Именно из этого Гоголя потом вырастут Андрей Белый с символистами и Кафка с модернистами. И Роман Смирнов как истинный питерец, конечно, любит и понимает именно такого Гоголя - автора "Носа", "Невского проспекта", "Шинели", "Портрета". Однако как только Гоголь (точнее, гоголевские герои) оказывается за пределами Петербурга, колорит его произведений меняется. Серый, стальной цвет зимней Невы уступает место буйству красок. Так вот "Женитьба" - это, конечно же, произведение не петербургское, не "гофманианское", не фантасмагорическое. И делать его петербургским, и только петербургским, так же странно, как переписывать стихи Пушкина прозой.

В упоительной "Женитьбе" Анатолия Эфроса, спектакле о несостоявшемся счастье, которое было так возможно, о вдохновенной театральной фантазии, в которой грезы Агафьи Тихоновны и Подколесина вдруг оживали на сцене, чтобы тут же оказаться миражом, "гоголевщина" совершенно не противоречила наличию бытового плана, "материализация духов" - характерности, грусть - веселости. Там нам и впрямь был явлен "весь Гоголь". Здесь - его искусно выдаваемая за целое часть. Мы бы могли частями, но нам надо сразу.

13 февраля 2003
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮРГА ГОТОВА ОТЧИТАТЬСЯ ЗА КАЖДЫЙ ИЗРАСХОДОВАННЫЙ РУБЛЬ ФОНДА 55-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ.

    В ФОНД 55-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ В ВОВ ЮРГИНСКОГО РАЙОНА В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ ПОСТУПИЛА 261 ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ.

    Средства фонда распределены следующим образом. На ремонт в 2000 году 87 квартир ветеранов Великой Отечественной войны выделено 100 тысяч рублей. Ремонт 10 квартир на сегодняшний день уже завершен. 60 тысяч рублей истрачено на установку 21 телефона участникам войны и еще 101 тысяча - на зубопротезирование.

    В среду говорили об окружающей среде.

    Состоялось первое заседание коллегии департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации области. Среди других на нем были рассмотрены вопросы о подготовке концепции "Об охране окружающей среды Вологодской области на 2001-2010 годы"; о разделении полномочий в сфере природопользования между департаментом и комитетом природных ресурсов по Вологодской области; о конкурсе "Экологически чистое предприятие Вологодской области", положение о котором разрабатывается специалистами департамента.




  • 22.02.2002 - Встреча в редакции БЛИЦ-ВИЗИТ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА Вчера…
  • 22.05.2001 - Кандидат с приданым.
  • 8.09.2001 - Ашот ДЖАЗОЯН: Всем хватит места под солнцем.
  • 14.05.2002 - Их любил Петр I и ненавидел Ленин.
  • 22.01.1998 - Потеряет ли Россия южные рубежи?.
  • 22.05.2001 - Сбежали 20 заключенных.
  • 8.08.2002 - Больше трех не собираться.
  • 27.05.1997 - В России нашли разгадку одной из тайн СПИДа?.
  • 11.10.2000 - Юбилей на Ольховой.
  • 10.04.2003 - Одиннадцати-мэтровые.
  • 24.08.2004 - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ЖЕЛАННЫЕ РОССИЯНЕ Я не очень-то верил сообщениям в СМИ о почти поголовном российском гражданстве жителей Абхазии и Южной Осетии.
  • 20.04.2001 - Окружную дорогу разберут на анализы.
  • 2.02.2001 - Серебряная свадьба.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.