Петровская гостиница.
В Москве появится гибрид музея и отеля.
Алексей МИТРОФАНОВ.
Что для Москвы Петровский замок? Тот, что в Петровском парке,
вид на который открывается на правой стороне Ленинградского
проспекта по дороге из центра города и в котором последние
десятилетия располагалось главное здание Военно-воздушной
академии имени Жуковского. Так что же он такое для столицы?
В первую очередь, конечно же, прекрасный памятник архитектуры,
нечто сказочное, неожиданное и непредсказуемое, возникающее вдруг
между унылыми домами сталинской эпохи и конструктивистски
бесхитростным стадионом "Динамо". Его построили в конце прошлого
века по проекту архитектора Матвея Казакова, чтобы государи,
следуя в первопрестольную из Петербурга, могли немножко отдохнуть
перед торжественным по протоколу въездом. Строили семь лет. А
когда закончили, сюда приехала Екатерина Алексеевна, императрица.
И, по слащавому преданию, спровадила свою охрану, заявив, что
охранять ее будет народ-богомолец. И огромное число людей, как
недоумки, всю ночь толкались перед новой достопримечательностью и
друг на друга шикали: "Тише, не шумите, не нарушайте покой нашей
матушки". Что, вообще говоря, не похоже на русский народ.
Во вторую очередь это Наполеон, который во дворце провел
четыре дня, спасаясь от пожара, после чего направился назад, к
Парижу. Дворец же загорелся и полностью был восстановлен только
через три десятилетия. А под стенами, опять же по преданию, тогда
захоронили множество французских воинов, погибших от рогатины
московских партизан.
В-третих - это поэт Михаил Лермонтов, который за три месяца до
смерти останавливался здесь у своего приятеля. То был его
последний визит в первопрестольную.
В-четвертых - Михаил Булгаков. Он здесь работал в 1922 году. В
то время Путевой дворец по воле Троцкого уже был Дворцом Красной
авиации, и в нем Булгаков занимался всевозможными изданиями
военно-воздушного профиля.
В-пятых - "Евгений Онегин", в котором Путевой дворец
упоминается хотя и мельком, но с огромным пиететом: "Вот, окружен
своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он недавнею гордится
славой". Автор не бывал в том замке никогда, и это, строго
говоря, не пушкинское место. Зато он часто наезжал в Петровский
парк, раскинутый вокруг дворца.
Парк в те времена был славным местом для гуляний, и один
мемуарист писал о нем: "Элегантная публика, съезжавшаяся из
Москвы по вечерам в Петровский парк, когда было поменьше пыли,
каталась там по аллеям верхом и в экипажах, а затем у круга,
недалеко от Петровского дворца, рассаживалась на садовые скамейки
и на стулья за столики, наблюдая друг за другом, и пила... хорошо
сервированный чай, кофе, прохладительные напитки(содовая и вообще
искусственные газированные воды вошли тогда в моду), а "золотая
молодежь" мужского пола тянула потихоньку шампанское из
чайников".
Правда, снобы-иностранцы не любили эту нашу
достопримечательность. В частности, Дюма-отец писал, что
"Петровский дворец удивляет своей странной архитектурой, которая,
на мой взгляд, есть подражание стилю старинных татарских дворцов"
(это обидно, если знать, что архитектор ориентировался на
европейский классицизм).А известный хулитель Астольф де Кюстин
называл его "громоздким дворцом... перегруженным украшениями...
Здание квадратное как куб; такая правильность плана не придает
его облику ни внушительности, ни легкости".
Тем не менее для москвичей Петровский замок если уж не наше
все, то очень многое. А будет еще больше. Ведь сравнительно
недавно, соответственно указу президента от 6 февраля прошлого
года, здание перешло в собственность города, и не будет больше в
нем Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, а будет Дом
приемов мэрии, Центр международного сотрудничества, в главном
здании - музей, а в кавалерских корпусах - гостиничные номера.
По сути зданию возвращены те функции, которые ему были присущи
в прошлом веке. Ведь в отсутствие царей он был открыт для
посещения (притом бесплатного - билеты выдавались всем, кто
предъявлял свой паспорт). Коллекция дворца была не самой худшей в
городе - достойное собрание фарфора, хрусталя, ковры, картины,
гобелены и светильники могли порадовать и истинных ценителей, и
неискушенных ротозеев.
К сожалению, коллекция не сохранилась в полной мере. Зато
музей (а он займет два этажа главного здания) будет теперь не
просто демонстрацией того, что "у царя подштанники из золота", а
настоящим тематическим музеем. А именно - музеем истории и
реконструкции дворца.
Да-да, ведь речь идет по сути не о реставрации (как указывают
в документах осторожные чиновники), а о реконструкции. То есть
главная задача - не установить какой-нибудь конкретный год и
сделать все, именно все без исключения, вплоть до оконных ручек,
так, как было в том году (собственно, это и есть настоящая
реставрация), а, максимально сохраняя старые постройки и детали
интерьера, приспособить памятник архитектуры к новой жизни. А
отелю высокого уровня (понятно, что открывать в Петровском замке
хостел для студентов было бы и вовсе странно) нужны многие вещи,
которые маэстро Казаков, увы, не смог предусмотреть. А именно -
бассейн, две сауны, фитнес-центр, подземный гараж, большой
ресторан и так далее. Теперь все эти достижения цивилизации нужно
разместить в памятнике восемнадцатого века.
Собственно, и в этом нет ничего страшного. Дворец неоднократно
изменял свой облик, и архитекторы как дети радуются каждому
такому изменению (хотя, казалось, было бы приличнее сокрушаться).
Еще бы - прецедент. Были, например, сводчатые потолки в одном из
корпусов. В войну они пострадали от бомбы. Восстанавливать не
станем, а лучше сделаем в том месте двухэтажный номер для совсем
уж VIP-жильцов.
Конечно, некоторые общественники-активисты полагают, что любое
изменение в облике памятника невозможно, а бассейн и сауны -
вообще кощунство. Но, как правило, подобные общественники
относятся к тому людскому типу, который любые перемены
воспринимает как кошмар. В основном же люди (в том числе
общественники и сотрудники охранных ведомств) понимают, что,
во-первых, превращать все памятники только лишь в музеи самих
себя не слишком грамотно. Да и в саунах нет ничего кощунственного
- был же там при царях какой-никакой банно-прачечный комплекс, не
ходили же цари немытыми лишь потому, что здание построил
знаменитый зодчий Казаков.
И дело тут лишь в том, как именно все это будет сделано. К
счастью, первоначальный вариант, который предусматривал
перепланировку кавалерских корпусов и прочие не слишком
симпатичные вмешательства в архитектуру памятника, был
пересмотрен и в результате здорово изменен к лучшему. Теперь
претензии ревнителей московской старины по сути сводятся к
стеклянным галереям, аварийным выходам в форме беседок, высокой
пирамиде-фонарю над рестораном и подозрительно большому числу
туалетных комнат (возможно, что одна из них - на месте кабинета
императора).
Но архитекторы пообещали учесть и эти замечания. Похоже, все
участники работы над Петровским замком понимают, что здесь, как
на горной дороге, главное - не доехать в какое-то определенное
время, а доехать вообще. То есть сроки строгостью не отличаются,
и времени достаточно, чтоб лишний раз задуматься над будущим
этого памятника.