Поддержка отечественного производителя начнется с показательных
банкротств.
5,5 ТЫСЯЧИ - столько в России предприятий, в отношении
которых формально необходимо применять процедуру банкротства.
Над составлением списка таких недоимщиков сейчас усердно трудится
Госналогслужба. О первых 28 претендентах из тринадцати регионов
уже стало известно в конце прошлой недели. Примечательно,
что отбор этих предприятий производился по рекомендациям региональных
налоговых подразделений.
"Финансовым известиям" стал известен масштаб задолженности
каждого из этих 28 предприятий (см. таблицу). Как это ни странно,
в число потенциальных банкротов попали отнюдь не крупнейшие
должники перед бюджетами всех уровней, а предприятия со средними
долгами. С такими долговыми тяжеловесами, как "Автоваз" или
РАО "ЕЭС России", по словам сотрудников ГНС, разбираются отдельно.
Как объяснили в Госналогслужбе, эти 28 предприятий никогда
не рассматривались на ВЧК, так как каждый должник в отдельности
большого интереса для всей страны не представляет. Конечно,
если собрать все эти "средние" долги вместе, то страна может
получить достаточно ощутимое денежное вливание. Только уже
названные 28 предприятий должны бюджету 825 млн. 70 тыс. руб.
Но главная цель предпринятой акции все же в другом. В Госналогслужбе
не скрывают, что быстрого пополнения казны никто уже не ждет.
Инициативы налогового ведомства по банкротствам, скорее всего,
преследуют другую цель - создать показательные процессы в
назидание неэффективным собственникам, на которых давно не
действуют ни аресты имущества, ни бесспорное списание денег
со счетов, ни вызов "на ковер" на региональных ВЧК или межбалансовых
комиссиях. Эта своеобразная прививка налоговой культуры стала,
пожалуй, последней попыткой доказать, что экономическая практика
последних лет имеет хоть какой-то здравый смысл.
Начальник управления ГНС по работе с крупными налогоплательщиками
и принудительному взысканию Владимир Попов прокомментировал
инициативу своего ведомства таким образом: "Главные наши ожидания
- изменить поведение собственника, который должен отвечать
за свои действия, а эта ответственность в будущем, возможно,
скажется положительно на доходах бюджета. Собственник должен
понять, что безнаказанно ничего не бывает, рано или поздно
государство начинает говорить на жестком языке законов". Однако
каким именно будет жесткий "язык законов", пока неясно. Налоговые
инспекции на местах должны самостоятельно определить: применять
процедуру ускоренного банкротства или обычного.
Известно, что банкротство неплательщиков по инициативе
налоговых органов может оказаться эффективной мерой только
в случае координации действий всех органов власти. Это же
является обязательным условием для применения схемы ускоренного
банкротства, установленной постановлением правительства. Но до сих пор
ФСДН, Госналогслужба и арбитражные суды не пришли к согласию
по поводу распределения своих полномочий при осуществлении
банкротств. Ситуация усугубляется тем, что новый закон "О
банкротстве" содержит положения, требующие разъяснения (в
том числе по вопросам распределения компетенции госорганов),
а необходимое для этого постановление пленума Высшего арбитражного
суда пока не вышло.
Принципиальные изменения в работе с должниками может внести
принятый Госдумой 11 сентября закон "О реструктуризации задолженности
организаций по обязательным платежам в бюджеты всех уровней".
Согласно закону налоговые органы получат право заключать договора
с должником о переоформлении задолженности. Если должник отказывается
от заключения такого договора, то к нему применяется весь
спектр уже существующих репрессивных мер, в том числе и банкротство.
Пока этот закон не утвержден Советом Федерации и президентом.
Судебная статистика, обнародованная председателем Высшего
арбитражного суда Вениамином Яковлевым, свидетельствует о
повышающейся интенсивности противостояния налоговиков и налогоплательщиков.
Налоговые органы все чаще идут на крайнюю меру - требуют ликвидации
организаций-неплательщиков. Так, если в первом полугодии 1997
года судами было рассмотрено около 18 тыс. таких дел, то за
аналогичный период 1998 года - уже 25 тыс. Одновременно почти
в два раза (до 5 тыс.) увеличилось количество новых дел о
признании предприятий банкротами по долгам всех категорий,
из них в 1725 случаях требования кредиторов были удовлетворены,
и лишь 183 раза предприятия-должники не были признаны банкротами.
Кто будет в следующей партии предприятий, в отношении которых
будет инициирована процедура банкротства, пока Госналогслужба
не огласила. Сейчас проводится тщательный анализ предприятий-претендентов.
Владимир Попов заметил, что необходимо отсеять те предприятия,
долги которых образовались во время августовского финансового
кризиса не по их вине.
Как убеждали в ГНС, рекомендации к массовому банкротству
- это давно запланированное мероприятие, которое не относится
к экономической стратегии кабинета Евгения Примакова. Однако
у столь резкого выпада в сторону промышленных предприятий
есть шанс остаться в истории или как первая веха новой экономической
политики правительства, или как последняя извилина на пути
старого экономического курса.
Список недоимщиков федерального бюджета,
рекомендуемых для осуществления процедуры банкротства.
N Наименование организации Субъект Федерации Объем
п/п задолженности, млн. руб.
1 АО "НОРСИ" Нижегородская область 363,5
2 ООО "Интерхимпромоксосинтез" Пермская область 52,1
3 ОАО "Белгородэнергомаш" Белгородская область 51
4 ОАО "Лебединский ГОК" Белгородская область 47,3
5 АО Владимирский завод
"Автоприбор" Владимирская область 37,3
6 АООТ "Воронежшина" Воронежская область 31,6
7 ОАО "Липецкавтодор" Липецкая область 21,6
8 ОАО "СИМС" (спиртзавод) Владимирская область 20,6
9 ОАО "Челябинский завод
дорожных машин" Челябинская область 19,3
10 АООТ "Пневмостроймашина" Свердловская область 17,7
11 АООТ "Сызраньсельмаш" Самарская область 17,7
12 ДАО Оленегорский механический
завод Мурманская область 15,5
13 АО СПК "ШАР" Самарская область 15,2
14 АООТ "Дробмаш" Нижегородская область 13,7
15 ОАО "КМА Рудстрой" Белгородская область 11,8
16 АООТ "Воронежсинтезкаучук" Воронежская область 11,1
17 ОАО "Лобвинский гидролизный
завод" Свердловская область 10,9
18 АООТ "Уралнефтехим" Пермская область 9,5
19 АООТ "Почвомаш" Кировская область 8,7
20 ОАО "Ковдорстрой" Мурманская область 8,2
21 ОАО Ставровский завод "АТО" Владимирская область 6,8
22 ОАО "Кучинский керамический
комбинат" Московская область 5,7
23 АООТ "Липецкий станко-
строительный завод" Липецкая область 5,7
24 ОАО "Керамический завод"
г. Павлово-Посад Московская область 5,6
25 АООТ "Союзлесмонтаж" Вологодская область 5,4
26 АООТ Липецкий "Центролит" Липецкая область 4,9
27 ОАО "Северный коммунар" Вологодская область 4,2
28 АООТ "МАТС" г. Железнодорожный Московская область 4