ВЕРНИСАЖ.
СТИМУЛЯЦИЯ ART FREE ZONE И СИМУЛЯЦИЯ РЫНКА.
В центре ежегодной ярмарки искусства "Арт-Манеж 2001"
разместилось кафе, кокетливо названное Art free zone - "зона,
свободная от искусства". Точно так же вполне свободна от
искусства и вся зона ярмарки. В очередной раз состоялся
умеренно-помпезный концерт. С той разницей, что на этот раз
поп-концерт всей "массы участников" является лишь аккомпанементом
для двух-трех звезд.
Массовка поп-арт-шоу напрасно тратила деньги.
Идея устроителей нынешней ярмарки - "один художник - одна
галерея" - внесла душок забытой уже эпохи директив и предписаний.
Директивность выставки означает для галерей, в основном для тех
из них, кто тратил на аренду боксов и участие в каталоге свои
деньги, реальный шанс прогореть - продать картины только одного
художника почти невозможно. Вложенные деньги почти наверняка не
вернутся к тем, кто имел неосторожность принять участие в ярмарке
на свои, а не на спонсорские, грантовые или деньги Минкультуры.
Есть простая истина в том, что рынок по определению не может
существовать под диктатом директивной "идеи". Всегда приходится
выбирать - или свободный рынок, или чуткое руководство. Вот
выбора-то как раз на ярмарке нет.
Очевидно, что лозунг "одна галерея - один художник" вместе с
плохой привычкой угощать на вернисажах дешевым шампанским
представляется организаторам признаком высокого тона. Некий
художник, приглашая, писал: "На вернисаже будут сливки бомонда".
Для "сливок бомонда" состряпан ночной десерт в виде
"VIP-программы", когда человек с кредиткой может прийти в любое
удобное время суток, например, после ужина и поклевать искусство
прямо из ладошки арт-дилера. Процитируем эти манящие строки:
"обычный зритель... подчас не догадывается, что можно
прицениваться к понравившимся произведениям и, фантазируя,
представить их размещенными в интерьере собственного дома,
квартиры, дачи". Фантазируя, автор принялся энергично названивать
по указанному телефону, как было обещано в VIP-программе, "в
любое время суток". Телефон не отвечал ни в 23 вечера, ни в 3
часа, ни в 10 часов утра. Наконец, в разгар дня раздался вялый
голос и на заявку вип-тура в вечернее время и вопрос о стоимости
после заминки стал рассуждать об относительности цен вообще и
ночных в частности. Потом в раздумье произнес "250 у.е. в час".
Ночная экскурсия с ночным дилером обойдется несколько дороже
прогулки с ночной бабочкой. Зазывные слова о том, что вам "в
тишине старинного здания... будут рассказывать о тайнах
арт-рынка", манят ночного VIPа неизведанным развлечением.
Уже десять лет из каталога в каталог Арт-Манежа, от ярмарки к
ярмарке кочуют крылатые слова об "активно формирующемся
российском арт-рынке". За это время в Москве сформировались и
процвели рынки вьетнамский, китайский, Черкизовский,
Измайловский... Вот только арт-рынок все что-то никак не
сложится.
На отдельно взятых квадратных метрах Манежа арт-рынок,
впрочем, удался, как сдобный пирог, - аренда бокса стоит более
2000 у.е. Умножаем цифру на количество боксов - их почти сто. За
неделю "формирующийся арт-рынок" приносит только арендных денег
больше 200 тысяч у. е. Вместо "активного" художественного рынка
это совсем неплохая реально активная прибыль.
Наши адепты самого продвинутого и самого современного
искусства - Мизиано, Бакштейн и другие - тоже отрезают свой кусок
от мещанского бисквита, каким является Арт-Манеж. Уже они и сами
забыли собственные обличения коммерческой сущности ярмарки, и
непонятно, зачем представителям экспертного совета Арт-Москвы
пачкать пальчики этой липкой салонной патокой? И где кончается
пропаганда современного искусства и начинается реклама самого
себя под предлогом стажировок их питомцев - начинающих
арт-дилеров?
От ярмарки к ярмарке кочует проект "Искусство в интерьере" -
что ж, одиозное шоу "за стеклом" на самом деле началось не вчера
и не на канале ТВ-6. Интерьер - это та печка, от которой сегодня
танцуют художники. Новые инженеры новых человеческих душ -
дизайнеры.
Ясное дело, что отдельно, так сказать, в чистом виде искусство
никто кушать не может, вот и приходится его подкладывать в виде
гарнира к интерьеру или прямо к мебелишкам. Сервированное в
интерьере или "за стеклом" искусство вкус имеет сугубо гарнирный
- то простенькое, вроде кашки галереи Интерграф, то с вывертцем,
на манер итальянских досок Вертинской. И порции у художницы
огромные, как гора макарон. Искусство, не адаптированное к
интерьеру, вызывает у большинства современных организмов тяжелые
расстройства. Самые прозорливые или самые ловкие художники
выводят искусство за рамки самостоятельных ценностей. Станковая
картина теперь находится где-то между одеждой "прет-а порте" и
дизайном интерьеров.
То, что пишут некоторые критики о "своих" художниках,
укладывается в "новояз" Дж. Оруэлла - "свобода - это рабство,
незнание - сила". Назови унылые тусклые пейзажики "ужасно
сильными", органическую тупость - тонкостью, и, чего доброго,
тебе поверят. "Тупость - это тонкость".
У Оруэлла была просто "пища" - безвкусное варево, просто
"одежда" - бесформенные одинаковые комбинезоны. А ярмарка с ее
продукцией просто безликие "картины", так же как просто "стулья".
А за всем этим уже маячит голова Старшего Брата.