Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Успех оптом и в розницу.»

Зачем Паваротти два личных тренера по пению. Разнообразные курсы и тренинги по самосовершенствованию стремительно набирают популярность. Но как оценить качество товара, который нельзя ни увидеть, ни потрогать? Наш корреспондент, познакомившийся с представителями новой для России профессии…>>>
«Горим!»

В пяти районах области из-за лесных пожаров сложилась чрезвычайная ситуация. В общей сложности лес горит на площади 2300 гектаров. Шесть крупных пожаров бушует в Бабаевском и четыре - в Череповецком районах. В Череповецком обстановка близка к критической - здесь леса горят на площади 1200 гектаров. На борьбу с огнем…>>>
«Андрей СМИРНОВ: Раньше щупальца государства тянулись на кухню и даже в постель.»

18 ноября в "Известиях" была опубликована статья Юрия БОГОМОЛОВА "Судьба иронии судьбы" - о том, из какого сора растет российская демократия, о новом российском государстве и сопутствующем ему обществе. Статья вызвала серьезный резонанс, что подтвердило важность затронутой темы. Мы готовы продолжить…>>>
«В небе только женщины.»

"Союзом крыльев" назван юбилейный международный перелет, стартующий в воскресенье, 26 июля, с аэродрома в Тушино. Он посвящен 60-летию легендарного беспосадочного полета Москва - Дальний Восток женского экипажа Валентины Гризодубовой на самолете АНТ-37 "Родина". На сей раз в путь отправятся два самолета (давно снятая с производства "Аннушка"…>>>
«Сергей СЕМАК: Футбол-наука точная, как математика.»

В самом начале этой недели московским армейцам наконец вручили серебряные медали, которые они заработали в прошлом сезоне. Для большинства игроков это были первые в жизни награды. Для капитана команды Сергея Семака - вторая. Первую награду - золотую медаль - он получил за успешное окончание школы. Но математиком…>>>
«Азартные игры в Интернете набирают темп.»

НЕСМОТРЯ на ряд вопросов о правомерности азартных игр в Интернете, таких, как казино с реальными ставками и выигрышами, этот бизнес приносит ежегодно его владельцам около 200 млн. долл. По словам американских аналитиков, с каждым годом число желающих вступить в ряды азартных игроков в Интернете постоянно растет…>>>
«Скромные планы московского метро.»

Строительство трех из пяти строящихся веток московского метрополитена будет в ближайшее время заморожено из-за нехватки средств. По информации "Известий", метростроевцы свернут работы на центральной и южной части Люблинского радиуса, а также на Замоскворецкой и Калужской линиях. Это при том, что столица нуждается в 100 километрах…>>>




Аналитика



Самолеты жмутся к земле.

Крылья отечественной авиации подрезает нескончаемый законотворческий ажиотаж.

За год в стране приходит в окончательную негодность свыше 500 самолетов. Новых поступает 5. В то же самое время лавинообразно нарастает число законов, указов и распоряжений на авиационную тематику. Этот законотворческий ажиотаж, охвативший в последнее время все ветви власти, способен нанести по авиации уже последний, окончательный удар. Потому что каждый из новых законов - это каждый раз новые ориентации и правила. Это каждый раз позиция той или иной группы лиц, преследующих собственные выгоды и интересы.

Недавно опубликован и вступил в силу очередной федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации". Первый в новом году.

Официальная публикация - в силу своей очевидной декларативности - проиллюстрирована фотографией гордого лайнера ГТК "Россия".

Смысл закона, как и во всех предыдущих случаях, в одном-двух параграфах. И как всегда касающихся финансов: кому и как ими распоряжаться.

Госдума предлагает своему Комитету по геополитике ускорить подготовку законопроекта "Об аэродромной сети и аэропортах РФ".

Незадолго до нового года Госдума приняла обращение к президенту и председателю правительства "О состоянии государственной авиации, авиационной инфраструктуре и авиационной промышленности в Российской Федерации". Констатация общеизвестных фактов, призывы улучшить, повысить, рассмотреть, узаконить и распространить.

В самый канун нового года к президенту с весьма эмоциональным письмом обращается его помощник Е.Шапошников. Безусловный авторитет в авиационном мире говорит президенту о недопустимости положения, при котором проблемами и управлением авиацией занимаются одновременно десяток высоких должностных лиц и органов власти. Шапошников видит выход в законодательном акте создания единого федерального органа исполнительной власти (Министерства авиации), включив в поле его деятельности как все виды авиации, так и все сферы авиационной деятельности страны (науку, производство, воздушный транспорт, организацию воздушного движения, правовое регулирование, безопасность полетов и т.д.).

"В целях повышения безопасности полетов на воздушном транспорте Российской Федерации." - начало очередного проекта указа президента, который все ближе продвигается к столу Б.Ельцина. Здесь уже о новом создании Министерства авиации речи нет. Наоборот, все функции, права и ответственность по авиационному надзору, например, предлагается сосредоточить в ФАС России. А для этого передать ФАС "численность, финансовые и материальные ресурсы отделов "Ространсинспекции" Министерства транспорта РФ".

Правильно, лучшая форма контроля - контроль над самим собой.

"Законотворческий ажиотаж вокруг авиации, - говорит генеральный директор Ассоциации аэронавигационного обслуживания, специалист в области воздушного права Александр Травников, - явление не просто вредное, но и чрезвычайно опасное. С каждым новым законом и указом возникают юридические коллизии, правовая неразбериха, извращаются статьи Воздушного кодекса России. Согласен, - продолжает Травников, - Воздушный кодекс, которого так ждали, ожиданий не оправдал. Это плод дикого чиновничьего компромисса. Его назначение - создать удобства для чиновников, а не для авиапассажиров, пилотов или авиадиспетчеров. Но он принят. Он кодекс. Он воздушная конституция страны. А коль так, то принимать следует не новые и новые законы или указы, а поправки к Кодексу. Тогда будет ясно многое: кто что повторяет, что чему противоречит и т.д. Это единственно правильный, цивилизованный путь. Все другие - в тупик".

Мнение вице-президента Международного фонда авиационной безопасности Анатолия Пантелеева: "Каждый из новых законодательных актов по авиации, - говорит он, - это почти дословно переписанная преамбула из Воздушного кодекса, повторение терминов и определений. Под этой словесной шелухой - пара содержательных пунктов. Содержание всем известно - это концентрированный интерес тех или иных группировок, которые используют Госдуму или правительство в своих собственных интересах. Личности, способной положить конец этой кутерьме, нет. Драка, в результате которой страдает собственно авиация и пассажиры, продолжается. Хотя людей, догадывающихся, что к чему, становится все больше".

Более определенно выражает свое отношение к авиационному законотворчеству генеральный директор авиакомпании "Корсар" Сергей Черемных. "Я практик, - говорит он. - Я хочу, чтобы законы мне помогали. Но вот они появляются, все новые и новые. Но ни в одном из них нет того, что облегчало бы реальную жизнь авиаторов. Нет того, что снимало бы хотя бы часть каждодневных, острейших проблем. Деньги и кресло - вот и все, что стоит за каждым законодательным актом. Хотите узнать, для кого эти деньги и кресло? Загляните в список лиц, которые вносят проект на рассмотрение".

А между тем в план работы Госдумы в 1998 году уже внесен новый законопроект, хотя чернила на законе, вступившем в силу несколько дней назад, еще не просохли. Очередной звучит так: "О государственной системе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации РФ". В проекте - а как же! - предложение о создании государственного центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте". Специалисты знают, к чему приведет принятие закона: дублированию функций уже существующих многочисленных государственных органов заявленного профиля, к окончательному размыванию ответственности, к совершенно неоправданным и весьма значительным финансовым затратам. И как следствие - повышению ставок аэронавигационных сборов, увеличению стоимости авиабилетов и т.д. Для кого этот закон? Кто будет его выполнять? Конфликты закладываются уже на стадии подготовки закона.

Выполнять необязательно. Важно создать новые должности, устроиться в новые кресла, получить власть над деньгами. А деньги получить с тех, кто работает за штурвалом, за авиадиспетчерским пультом. И с тех, кто летает в качестве пассажиров.

Есть вещи при этом, решать которые действительно необходимо именно законодательным путем. Путем внесения поправок и дополнений в Воздушный кодекс, раз уж он, по общему мнению, не может ответить ни на один вопрос. К таким вещам, по мнению известного специалиста в области экономики авиации, генерального директора фирмы "Аэроспейсконсалтинг" (АСК-Центр) Елены Устюжаниной, относится, к примеру, проблема отсутствия в стране системы регистрации прав собственности, вещных прав на тот же самолет. В Воздушном кодексе необходимость регистрации указана, но не сказано, правда, главного - как это осуществлять. Это приводит к серьезнейшим накладкам, снимает ответственность с виноватых и наказывает невиновных. Проблема настолько остра, что за дело взялся уже Международный институт частного права. (Подобно тому, как Гарвард по просьбе Ю.Лужкова приступает к разработке ипотечного законодательства для Москвы). Институт готовит конвенцию о вещных правах на движимое имущество. В значительной мере для России, где понятие вещных прав не развито, а их существующий минимум резко отличается от мировых. Работы финансируются "Боингом", "Эрбас индастри", т.е. авиагигантами, которые видят в России свой потенциальный рынок.

- Нормальному экономисту, - говорит Устюжанина, - ясно: без лизинга авиационная промышленность умрет. Что мешает? Абсолютная правовая и налоговая неурегулированность лизинговых отношений. Все кричат о льготном налогообложении для производителей авиационной техники. О каком налоге на прибыль в авиастроении страны может идти речь, если никакой прибыли нет? И не скоро будет? Вопросы косвенных налогов, прежде всего НДС, следует, конечно, решать. Но не для производителей, а для лизинговых компаний. Чтобы любой из этих компаний было выгодно тот же самолет у производителя купить. Купить, а потом его сдавать в лизинг. То есть нужно стимулировать спрос. Ибо в рыночных условиях только спрос способен стимулировать производство. А не льготы, ничем к тому же не обеспеченные.

Касаясь темы общего ажиотажа законодателей вокруг авиации, Е.Устюжанина замечает: авиация - тот вид деятельности, который в силу повышенной опасности требует значительного государственного регулирования. Это прежде всего сертификация воздушных судов, лицензирование, контроль за организацией воздушного движения, расследование авиапроисшествий, т.е. деятельность, которая имеет четко выраженный разрешительный характер. А суть всего разрешительного - это власть. И это деньги. Так что в происходящей законотворческой борьбе - ничего нового. Всем все ясно.

*.

В моем журналистском досье, в разделе "Авиация", - копии сотен документов последних лет. Это указы президента, распоряжения, постановления правительства, законы, подзаконы, законопроекты, пустопорожняя переписка между министрами и т.д. Последнее поручение президента Б.Ельцина премьеру В.Черномырдину ("Доложите") касается уже упомянутого здесь предновогоднего письма Е.Шапошникова. "Предложения Е.И.Шапошникова, - пишет президент, - являются актуальными. Прошу глубоко проанализировать все недостатки в авиационной деятельности Российской Федерации, определить эффективные механизмы их устранения, обратив особое внимание на их комплексное решение".

Подобные поручения премьер расписывает руководителям десятка министерств и ведомств - таков порядок. Срок исполнения последнего поручения - 10 января текущего года. На "глубокий анализ" премьер отвел министрам 23 дня, включая новогодние праздники.

Но никто не смущен, никто не напуган: подобных поручений - тьма. Отписки готовы. Министры те же. Чиновники - тоже.

Крутится бумажная карусель. Клепаются законы. Расписываются поручения. Обретаются хитрые льготы. Проворачиваются комбинации. Мелькают одни и те же имена. Падают самолеты. Гибнут люди.

Но есть в моем досье и серьезный документ. Документ прошлого года. К сожалению, не наш. Не отечественный. Это итоговый доклад по авиационной безопасности комиссии Белого дома президенту Б.Клинтону. Комиссию возглавлял вникающий во все тонкости порученной ему для изучения Клинтоном проблемы вице-президент США Эл Гор. Итоговый доклад готовили не 20-25 дней, а 180, т.е. ровно полгода. Готовили прежде всего специалисты, а не чиновники. Всесторонним анализом авиационных проблем занимались независимые эксперты, а не люди, по рукам и ногам связанные служебными или иными обязательствами. В России независимых экспертов, разумеется, не меньше - в тех же отраслевых общественных ассоциациях, объединяющих прекрасных специалистов, подлинных профессионалов своего дела. Просто их услуги никому не нужны.

К подготовке итогового доклада президенту США не был допущен ни один лоббист - ни скрытый, ни явный. Отсюда глубина доклада, его принципиальность, объективность и серьезнейшие для страны выводы и рекомендации. (В скобках приведу слова вице-президента Э.Гора из сопроводительного письма президенту Б.Клинтону: "Члены комиссии работали чрезвычайно напряженно и тщательно. Я горд быть в их числе и представить наш отчет вам").

Американские авиаторы знают, как и с чем вступают в XXI век - век новых самолетов, новых технологий и, может быть, самое главное - новых людей.

А с чем топаем в третье тысячелетие мы? С кучей холостых, неработающих законов? Правда, теперь в небе России летает "Боинг". Слава Богу, мы его сертифицировали. "Боинг", который "пашет" в небе планеты уже не один десяток лет. Ситуация с его сертификацией очень забавна. Собрались российские писатели, думали-думали и приняли бескомпромиссное решение: прозу Фолкнера - одобрить.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что президент РФ издал указ, которым утвердил состав и основные направления деятельности "Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности". Возможно, это хотя бы в какой-то мере упорядочит законотворческий процесс, в том числе и в авиации, поможет определить безусловные приоритеты и исключит столь опасное для безопасности авиации дублирование.

3 февраля 1998
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    Мэры.

    Дума Владивостока намерена привлечь мэра города Юрия КОПЫЛОВА к судебной ответственности за оскорбления, которые градоначальник в присутствии свидетелей нанес ряду депутатов, а также всей думе в целом. Для подачи в суд подготовлено заявление по факту "нанесения личных оскорблений". Кроме того, на ближайшем заседании думы будет рассмотрен вопрос о неэтичном поведении мэра.

    Дутый медведь.

    Не так давно в Думе проходило заседание координационного совета представителей центристов: "Единства", ОВР, "Народного депутата" и "Регионов России". По его итогам из рук Геннадия Райкова в руки Вячеслава Володина перекочевала не только должность председателя совета (они меняются раз в квартал), но и чугунный толстозадый медведь, отполированный до блеска руками Райкова и Морозова. "Это - символ должности, как бунчук турецкого паши или скипетр архиепископа. Медведь полый внутри и совсем не тяжелый, а даже приятный", - признался "Известиям" Володин.




  • 6.06.2001 - Замочная скважина на телеэкране.
  • 10.11.2000 - Мертвая зона.
  • 11.04.2002 - ДАМБА - СЛАБОЕ ЗВЕНО.
  • 10.06.1997 - НАЛИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ЛОНДОНСКОМ РЫНКЕ "МАЛЫХ" МЕТАЛЛОВ 5 ИЮНЯ (в долларах США).
  • 2.02.2002 - "Энрон" метил в Белый дом.
  • 13.05.1999 - Конкурс детской поэзии "СТИХИ XXI ВЕКА".
  • 3.05.2000 - "Я НЕ БИЗНЕСВУМЕН И НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ".
  • 4.02.1998 - Номера в Нагано с видом на медали достанутся не всем.
  • 21.08.1998 - В правительстве готовы перенести конкурс по "Роснефти".
  • 11.05.2001 - КУРСЫ ВАЛЮТ С 11 МАЯ.
  • 12.04.2003 - Хотели бы вы полететь в космос?
  • 6.07.1999 - Наверх якоря поднимают...
  • 21.05.2004 - Семья - основа благополучия общества 15 мая в десятый раз отмечался Международный день семьи.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.