Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Зачем Пушкину был нужен Овидий.»

Новый взгляд на колыбель европейской цивилизации. Профессор Н.Т. ПАХСАРЬЯН. Вышли из печати учебные пособия по античной литературе (Б.А. Гиленсон. Античная литература. Древняя Греция. Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002 (2-е изд.); его же. Античная литература. Древний Рим. Учебное пособие. - М: Флинта: Наука, 2002 (2-е…>>>
«18 мая - Международный день музеев.»

Уважаемые работники музеев! Примите наилучшие пожелания в связи с вашим профессиональным праздником - Международным днем музеев! Важность музейной работы трудно переоценить. Сегодня мы чаще обращаемся к нашему прошлому, возрождаем свои культурные и исторические традиции. Великая Россия невозможна без той многовековой…>>>
«Генерал Николаев теснит Геннадия Зюганова.»

Итогом развернувшегося в России политического кризиса могут стать не только серьезные изменения во власти, но и стратегическая перегруппировка оппозиции. 1 сентября в ряды главного оппозиционного объединения - Народно-патриотического союза России (НПСР) вступило движение "Союз народовластия и труда", возглавляемое…>>>
«"Бобры" прилетели.»

13 октября премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства, регламентирующее выпуск облигаций Банка России, также именуемых "бобрами". Сразу после подписания этого документа Банк России подготовит предложения о сроках размещения и объемах эмиссии этих…>>>
«Экстремальные шоу: все круче и круче.»

Анна КОВАЛЕВА. Сезон в разгаре. "Голод" завершился, начались "Двенадцать негритят". "Россия" запасает звезд для мучений в "Форте Боярд". НТВ отправляет их к ужасам "Фактора страха". "Первый", покончив с "Последним героем", берется за "Большое приключение"…>>>
«РАЗГНЕВАННЫЕ ТЕЛЕФОНИСТЫ ВЫЗВАЛИ ХАОС В ИЗРАИЛЕ.»

Израиль постепенно приходит в себя от шока, перенесенного им в четверг, когда по призыву национального профсоюзного объединения "Гистадрут" шестьдесят тысяч служащий государственных компаний и учреждений прекратили работу. В результате забастовки оказался парализованным транспорт, не работала почта, из международного аэропорта имени Бен Гуриона…>>>
«В королевскую резиденцию забрел заблудившийся турист.»

Иностранный турист заблудился и решил зайти в Букингемский дворец, чтобы навестить королеву. Ему удалось проникнуть через ворота, которые день и ночь охраняют гвардейцы, и подойти к главному входу во дворец. Этот вход, как правило, используется для приема официальных делегаций. Однако пробраться дальше туристу не позволили…>>>




Аналитика



"Борис Годунов" из школьного учебника.

Спектакль классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный... Алексей ФИЛИППОВ.

Пушкинского "Бориса Годунова" в кино и театре хорошо поставить не удавалось никому (или почти никому) - национальная святыня испортила не одну режиссерскую репутацию. У него есть немало общего с никогда не звонившим Царь-колоколом и ни разу не стрелявшей Царь-пушкой: дело не задается и у тех, кто испытывает перед пьесой трепет и переносит ее на сцену, сохраняя букву и дух текста, и у людей, верующих в жесткую режиссуру. О том, в чем тут дело, можно рассуждать долго: Николай I, посоветовавший автору переделать пьесу в исторический роман наподобие Вальтер Скотта, по всей видимости, уловил в ней что-то важное. Написанный в точном соответствии с канонами шекспировской драмы, "Годунов" не переносится на сцену: все постановки, которые доводилось видеть, были и скучны, и банальны. Спектакль Темура Чхеидзе, показанный в Москве БДТ, исключением не стал.

Те, кто берется за "Годунова", поневоле оглядываются на школьный учебник. Есть целый набор вошедших в плоть и кровь отечественной постановочной традиции штампов: трагическая вина Бориса и дьявольская сущность Самозванца, ведущего на Святую Русь толпы врагов; финальное безмолвие вечно правого народа, в котором воплощен высший моральный укор... Есть набор безусловных истин, которым оперируют все, кто берется за пьесу:

вечное противостояние России и Запада, православия и католицизма, дьявольского и божественного начал (последнее находят если не в православии, то в народе). В "Годунове", которого показал Москве БДТ, старые, много раз пережеванные мысли воплотились в обстоятельном, неспешном, поставленном по всем канонам отечественного психологического театра спектакле. Актеры разрисовывают каждую фразу, оправдывают каждую реплику - в результате возникает монументальное и чрезвычайно занудное зрелище.

Народ - пятеро актеров Большого драматического театра - призывает Бориса на царство, а потом, естественно, безмолвствует.

Борис (В. Ивченко) страдает и кается с интонациями столетней давности провинциального трагика - в таком состоянии он появляется на сцене и таким же, даже не изменив выражения лица, отправляется в мир иной. В Самозванце (В. Дегтярь), естественно, просматривается присутствие дьявола - он неискренен до мозга костей, он обманывает, обольщает, льстит: параллели с одноименным фильмом Федора Бондарчука, внесшим мощный вклад в спасение русской духовности, бросаются в глаза.

Пимена играет Кирилл Лавров. С этой ролью связан объединяющий спектакль режиссерский ход - все, что происходит на сцене, суть не что иное, как часть составленной подвижником летописи.

"Еще одно, последнее сказанье..." Пимен произносит непосредственно перед убиением борисовых детей. Перед этим он не раз появляется на сцене - отечественная история развивается под его бдительным присмотром. Трудно понять, зачем Темуру Чхеидзе понадобился Лавров: несколько принадлежащих ему по роли реплик он произносит с должной мерой воодушевления, да и окладистая борода ему к лицу... Вот и все - публике показали знаменитого артиста, она похлопала, фамилия Лаврова украсила афишу и программку, а недоумение, как известно, чувство преходящее.

В конце концов в спектакле есть и иные, столь же загадочные вещи. Неясно, куда Григорий понес отданную ему Пименом летопись ("тебе свой труд передаю"): он уходит со сцены крадучись, прижав книгу к груди - судя по всему, будущий Лжедмитрий понес ее прямо в Литву. Непонятно, почему реплику "он ничего не знал" Шуйский подает не в сторону, а царевичу Феодору, сыну человека, которого он пытался обмануть. Спектакль БДТ прочен и добротен лишь на вид, в нем полным-полно режиссерских недоделок и мелких алогизмов. И, что самое печальное, трудно разобраться в том, о чем он, собственно говоря, поставлен.

И Самозванец, и Борис чересчур банальны - одушевленные штампы не могут стать воплощением идеи. Да и сама идея неглубока:

народ безмолвствует, а тем временем на сцену тихо выходят Марина и поляки: несовместимые миры наконец встретились...

Вот и все - интересная мысль не проявлена, не отыграна и тонет в аморфном пространстве спектакля.

В нем есть одна по-настоящему интересная сцена: разбитый Отрепьев укладывается спать прямо в лесу; глядя на него, приободряются приунывшие было спутники: "Беспечен он, как глупое дитя; Хранит его, конечно, провиденье..." Люди столпились вокруг самозванца, не веря в то, что он действительно спит; тот, кто секунду назад был готов швырнуть его на землю, набрасывает на безмятежно раскинувшегося Григория свой плащ. Они в него поверили - бродяга стал избранником судьбы, Лжедмитрий превратился в Димитрия...

Но это не имеет отношения ни к герою В. Дегтяря, ни к спектаклю БДТ.

11 декабря 1999
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    СОБЫТИЕ ДНЯ.

    ИГОРЬ КУБЕДИНОВ.

    24 января. Подмосковье. Стартовал спортивный переход на упряжках ездовых собак по маршруту Москва - Тверь - Ярославль - Вологда - Санкт-Петербург,посвященный 300-летнему юбилею северной столицы.

    ПОЮТ ВЕТЕРАНЫ.

    В Красноярске состоялся традиционный городской фестиваль ветеранских хоров "Берег левый, берег правый", в котором приняли участие хоровые коллективы ветеранов войны и труда. Этот творческий смотр проводится уже восьмой год при финансовой поддержке из городского бюджета. В заключение фестиваля победители были награждены ценными подарками и дипломами.




  • 11.09.2001 - Уроки Джона Фостера Даллеса.
  • 28.10.1997 - НОРМАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ДОЛЖНЫ ВЫТЕСНИТЬ СУРРОГАТЫ.
  • 4.07.1997 - Еще одно открытие тайны смерти Чайковского.
  • 3.03.2003 - Ольга Ларина на роликах.
  • 22.02.2002 - Встреча в редакции БЛИЦ-ВИЗИТ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА Вчера…
  • 10.10.1998 - В борьбе с храповым колесом.
  • 16.02.2001 - Антифаталистская премия.
  • 9.10.1997 - ПРОИЗВОДСТВО УРАНА В РОССИИ К 2010 ГОДУ ДОЛЖНО ВОЗРАСТИ В 3 РАЗА.
  • 30.06.2004 - АЛЕКСАНДР УСС: "ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А РАБОТА РАБОТОЙ" Завершается очередной парламентский сезон.
  • 10.06.1998 - Для "агента ЦРУ" все двери открыты.
  • 25.08.2004 - КАЗ ННАЯ ЩЕДРОСТЬ ОБЕРНУЛАСЬ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ…
  • 1.02.2000 - Битва не на жизнь, а на смерть.
  • 25.01.2002 - Утро с Шаляпиным.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.