Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Танго втроем.»

Александр ЛИВШИЦ. В Латинской Америке - очередное землетрясение. Финансовое. Уругвайское наблюдал сам. Прилетел в Монтевидео в конце июля. На улице длинная очередь. Подумал - на автобус. Оказалось - в банк. Люди забирали деньги. В отличие от Аргентины, банковских служащих пока не били. Спохватились вовремя…>>>
«Белый дом не хочет девальвации рубля.»

Ухудшающаяся финансовая ситуация в России вызвала тревогу одновременно и в политической, и в финансовой столице США. Президент Клинтон, отложив другие неотложные дела, обсудил новости из Москвы со своим помощником по национальной безопасности Самуэлом Бергером, заместителем министра финансов Лоренсом Саммерсом, а также помощником по экономическим…>>>
«За последние 10 лет население Белоруссии сократилось.»

Получены предварительные результаты переписи населения Белоруссии, которая состоялась в феврале этого года. По информации Министерства статистики и анализа, в стране на момент переписи проживало 10 миллионов 37 тысяч человек. За 10 лет, прошедших со дня предыдущего подсчета количества жителей, население республики…>>>
«ПОХИТИТЕЛИ...»

ГАРАЖА. Творчески осмыслив опыт известного похитителя машины из фильма "Берегись астомобиля" Юрия Деточкина, злоумышленники украли у 23-летней краснодарки не "железного коня", но сам гараж, подняв его с помощью подъемного крана. Киногерой из комедии подобным способом лишал владельцев машин. Однако нынче выяснилось, что…>>>
«ЦСКА на пороге "финала четырех" Евролиги.»

- Я поверил в победу секунд где-то за 50 до конца игры. Выходит, только после двух точных штрафных бросков Домани, когда перевес команды Станислава Еремина достиг 12 очков, пришло к главному тренеру это состояние. Пять тысяч зрителей, показалось, поверили, что баскетболисты ЦСКА поймали за хвост свою птицу удачи и в этот вечер уже…>>>
«"То, что произошло в Буйнакске, - это не просто трагедия, это чудовищное преступление, совершенное бандитами. Он»

не пощадили даже женщин и детей", - заявил 8 сентября ИТАР-ТАСС министр по чрезвычайным ситуациям Северной Осетии Борис Дзгоев. Из дагестанского города Буйнакска, где завершены работы на месте взорванного террористами жилого дома в военном городке, вчера возвратился отряд…>>>
«Татьянин день точка ру.»

Присутствие в Сети высшей школы почти незаметно. Елена ИСАЕВА. Студент, как известно, живет от сессии до сессии. Да и в сессию тоже живет вполне полноценно. Кто из бывших и нынешних студентов не знает, что такое последняя ночь перед зачетом. Но если до этого самого зачета - еще целый месяц, зачем браться…>>>




Аналитика



Василий АКСЕНОВ: Литпроцесс со мной разминулся.

Леонид БАХНОВ.

Василий Аксенов - фигура легендарная. Его проза стала литературным знаком целой эпохи; без нее невозможно представить себе жизнь по крайней мере двух поколений - 60-х и 70-х годов. Как выстраивает Аксенов свои отношения с новым временем? Каково живется ему "на два дома" - между Россией и Америкой?

- Фактически вы живете на две страны. Здесь вы, понятно, ощущаете себя известным русским писателем. А там, в Америке?

- Это в Америке я себя ощущаю русским писателем. А здесь...

Черт его знает. Может, американским?.. Не вписываюсь я в здешний литературный процесс. Как-то мы с ним разминулись. Дело не в читателях - они-то у меня есть. И даже не в критиках, которые вроде не слишком меня и ругают. Относятся с уважением. Ну, как к мамонту. Я расхожусь с литераторами, с литературной тусовкой, с теми, кто нынче блюдет литературный вкус. Я для них чужой - и они правы. Даже в среде друзей литературных я чувствую, что они уже не до конца меня считают своим.

- А раньше у вас разве не наблюдалось трений с литпроцессом?

Само понятие "литературный процесс" - это ведь из области соцреализма. С каковым, если мне не изменяет память, у вас были отношения замысловатые...

- И тем не менее тогда я был активный участник процесса.

Такой возмутитель спокойствия... В Америке я еще несколько лет продолжал дышать прежним воздухом - когда писал, например, свою любимую вещь - "Бумажный пейзаж", все еще чувствовал себя на улицах Москвы. А потом стал уходить, уходить, удаляться - не было ведь надежды не то что вернуться, а хотя бы кого увидеть. Когда стал приезжать - поначалу были восторги. Но они относились к прежнему Аксенову. А я уже "подругел" - меня почти не волнуют ни политические, ни социальные аспекты литературы, идеологическую заостренность я ненавижу любую. Язвы человека и человечества мне интереснеу, чем язвы режимов. А такого Аксенова многие не в состоянии принять. Я еще пытался найти какие-то пути к воссоединению. Но - время прошло, я его догонять не могу и не хочу.

- Для вас это болезненное ощущение?

- Теперь я уже просто констатирую. Так - так так.

- А среди американских писателей вы себя чувствуете своим?

- В Америке у меня есть репутация, о моих книгах много пишут, с большим почтением. "Это писатель, который нам подарил "Generation of Winter" (так у них называется "Московская сага").

Вопрос - кем себя считаю я сам? Литературным эмигрантом. Бродягой. Космополитом. Мне ближе всего те люди, которые принадлежат к этому племени... Я сейчас был в Греции, на Родосе, там шла конференция - "Литература в ссылке". Кого только не было - иранцы, живущие в Швеции, поляки, румыны... В прошлом году в Оттаве тоже была конференция. И вот мы сидим, группа писателей, ужинаем. Кричим, выпиваем, спорим - турок с Кипра, живущий в Штатах, один пакистанец из Техаса, двое из Тринидада, итальянец, живущий в Канаде, русский - такая вот компания. Для меня - самая лучшая.

- Лучше той московской, что окружала вас в конце 50-60-х годов?

- Стоп! Это - запрещенный прием.

- Я просто хотел обратиться к тем баснословным теперь временам, когда начинали многие "шестидесятники" - вы в том числе. Давид Самойлов как-то заметил, что вы утверждали не новые идеи, а новый стиль...

- Абсолютно согласен. Хотя достаточное число лиц у руля.

воспринимало новый стиль именно как "идею", причем "вражескую".

Это были времена такого романтического подъема. Мы считали себя авангардом. А авангард, кстати, - всегда массовое явление.

Ты не один. Ты в группе. Авангардом были не только Гладилин, я, Белла... - но и, например, Юра Казаков. Несмотря на то, что он был ближе к деревенщикам, традиционалистам. У него играл джаз - и прямым, и переносным образом. Он был свинговый автор - "Трали-вали", "Осень в дубовых лесах"... К тому же он и сам был контрабасистом. С этим авангардным движением долго не могли ничего поделать. Придушили абстракционистов - так разгорается бардовская поэзия. Бардов разогнали - в подвалах джаз заиграл. Джаз придушили - в кино новая волна пошла... Сейчас здесь можно свободно утверждать какие угодно идеи - вплоть до фашистских, а такого массового движения не видать. Несмотря на все благоприятные обстоятельства.

- А такие ли уж они благоприятные? Ведь не преследуют...

- Может, вы и правы. Нет такого ощущения братства по оружию.

С другой стороны - вдохновения нет массового, а есть выдохновение. Не вдох, а выдох. Слишком много грязи в легких осталось. Поэтому когда мне говорят: ах, постмодернизм, новые горизонты! - тихо думаю: какой же это постмодернизм? Постсовковизм! А "новые горизонты" - так момент деконструкции реальности присутствовал, простите, еще в моих сочинениях - самых ранних.

- А как, кстати, вы сейчас к ним относитесь?

- С улыбкой. Для меня это детский сад.

- А на чем он кончается? На какой вещи?

- Наверное, на "Пора, мой друг, пора". Такой молодежный роман. Иногда еще перечитываю "Апельсины из Марокко".

- А "Звездный билет", самую знаменитую вашу повесть?

- Почти нет. Довольно искусственное сочинение. А потом началась школа: "Затоваренная бочкотара", "Золотая наша железка"... "Поиски жанра" - это, пожалуй, аттестат зрелости. А дальше - "Ожог", "Остров Крым" - уже поближе ко мне нынешнему.

- В первые постперестроечные годы многие здешние писатели испытали жестокий творческий кризис...

- Естественно. Развалился довольно уютный дом. Хотя и вонючий, но уютный. А я-то был вне этого дома.

- Ну и что же?

- Представьте, с вами в квартире живет монстр, которого вы вынуждены терпеть, но постоянно вышучиваете. И вдруг его нет. Я думал, куда же деваться с моей саркастической интонацией?

Хоть и съездил уже в Москву, а в перестройку что-то не верил, все ждал 19 августа 91-го. Ощущал - вот-вот, назревает. И когда разразилось, подумал: конец, еще как минимум на 10 лет.

Но слава Богу...

А вообще было так. В 90-м я приехал в Западный Берлин, взял машину и двинул по странам бывшего соцлагеря. Сначала переехал в Восточный Берлин. Столько раз я здесь бывал, даже драпанул однажды, в 77-м, в Западный Берлин, а оттуда в Париж.

И вдруг спокойно пересекаю в обратном направлении эту зловещую границу, въезжаю в разгромленный коммунизм... Наутро увидел советское посольство, а там огромная белая башка Ильича и те же фигуры на постаменте - пограничник, металлург, доярка...

- и тут подумал: конец, больше этого не будет, конец нашему времени вообще. Всей моей молодости, борьбе...

- Загрустили?

- О да! Странно, не правда ли?.. Варшава - мрачная, грязная, голодная. Пошел к зданию ЦК ПОРП. Оно было пустое, заколоченное досками, вороны кружили внутри. Заглянул в окно - пустой огромный зал, в центре которого возвышалась груда разноцветных телефонов с обрезанными проводами. Как черепа на картине Верещагина.

И никакого торжества я не испытывал - наоборот, дикое уныние...

- Неужто пересмотрели отношение к социализму?

- Ну уж я вам не Зиновьев какой-нибудь для таких кульбитов!

Просто - была стена, и ее не стало. Причем без всякой твоей заслуги. И не во что колотиться лбом... Режим сам себя пожрал, это миф, будто за этим стояли усилия диссидентов и эмигрантов.

Еще в 80-е годы мы говорили: почему никто из братьев-эмигрантов не создает политическую партию? Вот и оказались совершенно не подготовленными, когда разразилось. А ведь кое-кто, хоть Буковский, не замкнись он в гордом презрении, мог бы играть свою роль в России, противостоя коммунистам и антикоммунистам-бюрократам.

И такие, как я, его бы наверняка поддержали.

- Россия продолжает фигурировать в ваших сочинениях?

- То, что я пишу, очень странно по жанру. Действие происходит на странном архипелаге под названием Кукушкины острова. Он вроде бы в Тихом океане, на уровне Гавайских островов. В общем, Кавказ, конечно... Я был этим летом в Пятигорске, накануне августа, и многое вызвано этими впечатлениями. Ужасающее состояние постоянного страха у людей. Эти чеченские бандиты хотят всем внушить, что они - раса господ, хозяева Кавказа. Я не стану пересказывать роман, тем более там все вперемешку - фантазии, явь, Россия, Кавказ, Америка. Скажу, что думаю по поводу этой войны. Пророки христианства и магометанства в принципе говорят на одном языке. Господь у всех один, только дьяволы могут быть разные. У нас - жуликоватые, жадные, взяточники, а там - убийцы, живодеры... Так что это не религиозная война. И уж тем более не война за независимость.

13 ноября 1999
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События




  • 14.03.1998 - ЦСКА на пороге "финала четырех" Евролиги.
  • 12.10.2001 - Свеча на ветру.
  • 30.06.2004 - ЭПОХА ПАНФИЛОВА Для меня, в ту пору…
  • 25.02.2003 - Исполняющие обязанности гениев.
  • 16.04.1998 - Белый дом и Кремль не смогли организовать рекламную кампанию кандидата в премьеры.
  • 19.10.1999 - Адмирал задал тон.
  • 14.12.2001 - А вам нужны профсоюзы?
  • 12.01.2001 - КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ЮРГИНСКОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЪЯВИЛА О ВОЗМОЖНОЙ ЗАБАСТОВКЕ С 9 ФЕВРАЛЯ.
  • 27.05.1997 - В России нашли разгадку одной из тайн СПИДа?.
  • 24.09.1998 - Петербургские ученые экспериментируют с плазмой.
  • 19.03.2003 - ОБВАЛ ЦЕН НА ТОПЛИВНОМ РЫНКЕ.
  • 3.10.2001 - Пассажирский контроль.
  • 14.04.2000 - Воришка трактор целенький под елочкой украл.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.