Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«ЗАРПЛАТЫ ВЫВЕДУТ ИЗ ТЕНИ ЗА СЧЕТ РОССИЯН…»

Причина - высокая ставка единого социального налога: для того чтобы обеспечить россиян социальными благами, государство заставляет отдавать компании чуть больше трети от зарплаты каждого работающего человека. В следующем году компаниям дадут последний шанс "выйти из тени" - в среду Государственная дума приняла…>>>
«Город готовится к зиме.»

Активная подготовка к предстоящему отопительному сезону идет в областном центре. В соответствии с графиком проводятся профилактические испытания инженерных сетей, их ремонт, а также подготовка технологического оборудования на электростанциях. Именно этим и вызваны летние отключения…>>>
«Практическая магия.»

Арриго Сакки начинает опыты в "Парме". Очередной тур итальянского чемпионата был необыкновенно насыщен событиями. "Фиорентина" разгромила "Милан" и продолжила свое впечатляющее восхождение, теперь флорентийцы идут третьими. Лидер - "Рома" - на своем поле только с пенальти отыгралась во встрече…>>>
«Утро с Шаляпиным.»

ТЕЛЕКИНО В ПЯТНИЦУ. Редчайший фильм канал "Культура" показывает почему-то рано утром - драму Георга Вильгельма Пабста "Дон Кихот" (8.30) с Федором Шаляпиным в заглавной роли, где великий бас еще раз доказал, что он и великий актер. Это уникальный эксперимент: Пабст снял…>>>
«"Стволов" у населения становится все больше.»

Вчера пленум Верховного суда рассмотрел вопрос "О судебной практике по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также их хищении либо вымогательстве и незаконном изготовлении оружия". В докладе председателя военной коллегии Верховного суда Николая Петухова прозвучала убийственная статистика. Только за…>>>
«Остановить поток сознания.»

Интеллектуальный Петербург в розановских тонах. Николай АЛЕКСАНДРОВ. "Белые флаги" Бориса Останина. Новая книга известного петербургского литератора, мыслителя и писателя вышла в свет. Писатель, переводчик и интеллектуал, соредактор известного самиздатовского журнала "Часы", знаток Кастанеды, Беккета…>>>
«ХРОНИКА Россия и Белоруссия обсудят конституционный акт Заседание Высшего госсовета Белоруссии и России предположительно состоится в сентябре-октябре 2004 года.»

Об этом в четверг в Бресте сообщил журналистам спикер Госдумы, председатель Парламентского собрания Союза двух стран Борис Грызлов. "К этому сроку мы должны обсудить вопросы принятия Конституционного акта и сделать свои предложения об изменении состава комиссии…>>>




Аналитика



Совхоз тщеславия.

Литинститут - последнее место, где можно стать гением за государственный счет.

На Тверском бульваре в Москве стоит двухэтажный особняк. Называется Литературный институт имени А.М. Горького. От соседей по улице особняк отличается провинциальным прикидом: ветхая каменная ограда, памятник Герцену (примерно такой же, только Ленину, стоит в каждом райцентре), буйная непричесанная зелень вокруг. В 1933 году он создавался как ликбез для рабоче-крестьянских талантов и поставщик литературных кадров для Союза писателей. Теперь нет ни пролетарских писателей, ни монополии на литературное творчество. А Литинститут остался. На один день корреспондент "Известий" стал его студентом.

Молоко как символ.

Еще в прошлом году все тутошние студенты по утрам пили бесплатное молоко. Эту радость дарил им ректор - крепкий хозяйственник и филантроп. Но с нового учебного года молоко запретили в связи со свинством. Дарования употребляли его некультурно, оставляя на полах и столах лужи и пустые упаковки. Теперь носят ректору петиции с просьбой вернуться к доброй традиции, но ректор пока непреклонен.

Состарившись, они, наверное, будут вспоминать молоко как символ. Назовут свое поколение "молочным" - в смысле чистым, устойчивым по отношению к соблазнам рынка.

Захожу внутрь. Со стен строго смотрят Гоголь, Добролюбов и другие. Пушкина почему-то нет. На информационной доске - герб СССР и объявление: "В связи с распоряжением правительства в субботу, 4 ноября учимся по расписанию понедельника". У доски мнутся двое юношей и одна девушка. Явно томятся в нерешительности - идти на семинар или в "Копакабану". Решили в "Копакабану".

Идут арабы на Москву!

Копакабана - это в Рио-де-Жанейро. Один из крупнейших в мире пляжей. А в Москве так называется средней руки забегаловка на Большой Бронной, в минуте ходьбы от Литинститута. Банальнейшее заведение. Я исследовал его вдоль и поперек, но так и не понял, почему именно эту бакалею провинциального типа литинститутская братия выбрала своим лежбищем. Что означает это слово - почти никто не знает, но многие от него без ума. Копакабана - пароль для своих. Напоминает о футуризме, Маяковском, "дыр-бул-щиле" и кафейном периоде русской поэзии. Это мне объяснили те самые трое - Вова, Александр и Татьяна.

- Ну и пиво здесь дешевое - 20 рублей. И вобла тоже 20 рублей. А вобла - это символ Христа.

- Что?

- Это у него рассказ так называется, - Вова ткнул пальцем в Шуру. Шура засмущался.

Шура - прозаик из семинара Александра Рекемчука. В данный момент этот семинар и прогуливает. У Шуры нет ни малейшей претензии к своему творческому руководителю, он его уважает и считает далеко не последним прозаиком.

- А зачем тогда прогуливаешь?

- А помнишь, как у Довлатова? "Нет, не пойду я покупать линолеум. Ибо мир обречен".

- В смысле?

- Кто за последние десять лет вышел отсюда из прозаиков? Пелевин с заочного, да и тот недоучился. Ну и эта, которая г... пишет, как ее... Полина Дашкова. Невозможно научить писать. Я получаю здесь лишь филологическое образование. А писать научусь сам.

Вова и Татьяна прогуливают семинар Юрия Кузнецова. Этот поэт известен своими красно-коричневыми взглядами на окружающую действительность, но его ученики оказались абсолютно безвредными.

- Мы его любим не за убеждения, а за стиль, - сказал мне Вова. - Его экстремистские заморочки для нас - элемент стиля. Мы для "Лимонки" пишем, там много таких же, даже евреи есть. Но для Кузнецова это серьезно. То есть имя Мандельштама при нем лучше вслух не произносить.

- Прочитай что-нибудь свое, - попросил я.

- Ну вот, например: "Не поддавайся баловству, не изменяй родству!/ Идут арабы на Москву, арабы на Москву!..".

Музу не видели?

Сегодня - вторник. Этот день недели - единственное, чем Литинститут отличается от обычного филфака. Во вторник здесь проходят творческие семинары. Их форма неизменна с тридцатых годов. Тогда это называлось "лито" и выглядело так. Один рабоче-крестьянский писатель назначался обсуждаемым, остальные его ругали или хвалили. Потом руководитель семинара произносил какую-нибудь примиряющую всех речь, утирал в случае необходимости слезы пострадавшим, и участники лито расходились счастливые и реализовавшиеся. То же самое - один в один - происходит и сегодня.

На мою долю выпали семинары поэта Игоря Волгина и критика Владимира Ивановича Гусева, а также незапланированная встреча студентов с Фазилем Искандером. Ради нее своими семинарами пожертвовали Евгений Рейн, Олеся Николаева и Татьяна Бек.

Фазиль Искандер прочитал рассказ и поэму. Посыпались вопросы:

- А к вам можно будет лично подойти потом, когда все кончится?

- Ну, можно, наверное.

- В настоящее время что-нибудь создаете?

- Нет, ничего. Последний рассказ закончил 15 дней назад. Отдал в "Знамя".

- Вы пишете стихи и прозу. А чувствуете при этом одно и то же?

- Если вы имеете в виду вдохновение, то никакой разницы нет. Пишу ли я стихи или прозу - чувствую один и тот же душевный подъем. Но, может быть, из-за того, что стихи я начал писать раньше, проза у меня все равно как-то замкнута на стихи. В самые высшие моменты я пишу вслух. Когда писал "Сандро из Чегема", целый месяц, сидя за машинкой, сам себе диктовал текст и хохотал как сумасшедший.

- Фазиль Абдулович, скажите, а у вас есть муза? Настоящая, неземная? Вы ее видели?

- Ну, это трудно сказать. Я уже не в тех годах, чтобы иметь музу.

После встречи с мэтром я разыскал автора вопроса, его зовут Александр Грищенко, он приехал учиться из Ташкента.

- Да, у меня муза есть, - сказал юноша, взгляд его лучился. - Я однажды даже ее обидел. Написал такое стихотворение, что она обиделась. Пришлось потом написать другое, с извинениями. Еле жив остался.

"Блоковщина" и "цветаевщина".

На семинар Игоря Волгина пришло человек 20. Какой-то молодой человек, одетый аккуратно, но старомодно, раздал всем желающим свою новую книжку.

Одна девушка спросила, есть ли в ней образ Арлекина. "Конечно, есть", - ответил молодой человек.

Обсуждаться в этот день было уготовано поэтессе Алле Чоботаревой. Сборник, который она за неделю до этого всем раздала, назывался "Зеркало снов". О себе автор сказала коротко: "Я из Пятигорска. Работаю в "Пятигорской правде". Вот, иногда пишу. Все".

Стихи, предлагаемые на обсуждение, были сплошь о несчастной любви. Лишь одно - о Москве. Запомнились два фрагмента. Первый: "А глаза твои, милый,/ прибивают к стеночке", второй: "У меня еще есть две руки -/ те, что ты отрубить не смог".

Стихи были за гранью добра и зла. Но критики начали с такой жадностью клевать автора, что стало как-то даже не по себе. Один блеснул экспромтом-эпиграммой: "Полные чоботы плача. Полные чоботы рева. Знаете, что это значит? Это - Чоботарева". Каждый норовил найти какую-нибудь смешную метафору. Наконец критики добились того, что девушка Алла осерчала и сказала: "Мы с вами на разных планетах живем, оказывается". А когда руководитель семинара дал заочникам на праздники задание написать предельно эротичное стихотворение, не нарушив при этом ни одной из норм приличия, Алла спросила: "А от лица импотента можно?" Кстати, неплохая идея.

Не хватило глупости.

"Мы живем в виртуальном мире. СМИ, реклама и PR-технологии инсталлируют в нашем сознании пространства желаний и предпочтений". Так начиналась рецензия Татьяны Бояриновой под названием "Картинки с выставки", которой сегодня предстояло обсуждаться на семинаре критики под руководством Владимира Ивановича Гусева. Далее в рецензии было о том, что литературный рынок переехал с "арт" на "медиа" и секрет успеха теперь не в самом литературном произведении, а в "яркой одежке". Руководствуясь этим принципом, Татьяна отправилась в книжный магазин "Москва" и купила первое, что привлекло ее внимание своей обложкой. Содержимое обложек ей категорически не понравилось, поэтому рецензия заканчивалась усложненным изложением народной пословицы о том, что и из дерьма можно сделать конфетку.

В роли дерьма, кстати сказать, оказались два романа - "Похороны кузнечика" Николая Кононова и "Amores novi" Марка Харитонова, которые могут нравиться или не очень, но назвать их отбросами литературы - это супергипербола. На эту тему я поговорил с Владимиром Ивановичем подробнее, и он меня удивил:

"Это вообще редкий случай, когда студент взял для рецензии современных писателей. Я всячески это стимулирую, но большинство рецензируют классиков - Гоголя, Достоевского, Толстого".

Начался семинар. Общее настроение - разговор эстонских парней о погоде. Один студент: "Первая часть рецензии плохая, а вторая - хорошая". Другой студент: "Первая часть хорошая, вторая - дрянь". Третий: "Литература, которую выбрал рецензент, слишком низкосортна, чтобы на нее обращать внимание". Четвертый: "Недостаточно сказано про эстетизацию современного сознания, и вообще надо писать не о том". И так далее вплоть до одиннадцатого.

Двенадцатой выступила старший преподаватель Светлана Молчанова. Она ведет семинар вместе с Владимиром Ивановичем.

- Человека, замахнувшегося на писателя, которого зовут Марк Харитонов (она сделала ударение на имени), в некоторых органах просто изобьют!

- В некоторых печатных органах, - поправил Владимир Иванович.

- Да, но она его тонко так поддела. Вот про идиота тут хорошо написано, по делу. А еще я скажу вот о чем. Я тут на днях открыла статью Страхова, которую он написал после публикации "Войны и мира". В ней - представляете! - он написал все то, что уже 120 лет переписывается из учебника в учебник всеми критиками и филологами. Вот рецензента бог послал! И я бы с удовольствием и дальше читала Страхова, Дружинина, а пришлось читать вас.

Ха-ха. А что касается вашей терминологии, то речь идет не об эстетике и виртуальности, а о душе и теле. Просто человек о своем теле - о телушке своем - стал слишком много задумываться. Вот и стали у слов появляться какие-то дубликаты - эстетизация, виртуальность.

Сворачивая дискуссию, Гусев заявил, что автору не хватило... глупости. Чего-нибудь провоцирующего.

- Рецензент должен быть как собака с банкой на хвосте, - сказал Владимир Иванович, - ни на минуту не давать о себе забыть. Это на самом деле главный элемент жанра. Я, правда, никогда так не делал. Но иногда само получалось. Выходила рецензия, и все говорили: "Вот, смотрите, Гусев очередную глупость написал".

Над Владимиром Ивановичем стоит на полочке бюст Горького с обломанным усом. А над бюстом - плакат: "Быть в наши дни писателем - великое счастье. Ибо вас будет читать народ".

.

Кстати.

Сергей ЕСИН, ректор Литературного института:

- Я не разделяю пессимистических взглядов на будущее наших выпускников. Недавно я вышел из дома и вдруг вижу - какой-то вроде знакомый парень со мной здоровается. Наш выпускник, года два назад закончил. Теперь вот работает в каком-то фонде. Я еще подумал: ребята не могут реализоваться, уходят в коммерцию. Но проходит несколько дней, я листаю "Знамя" и вижу прекрасные Колины стихи.

Вы видели на Западе писателей, которые зарабатывают себе на жизнь литературным трудом? Их единицы. То же теперь и у нас. Наши выпускники преподают, работают менеджерами, а все эти бульварные романы, которые на лотках, - вы думаете это чье? В том числе и наших выпускников. А вы что думаете, я в литературу пришел сразу на положение писателя? Тоже занимался газетной поденщиной. Это миф, что в советское время государство полностью содержало своих писателей. Рядовой писатель получал гроши. Так что наши ребята живут не хуже, чем когда-то их коллеги. И дарований не меньше. Так было всегда: если из курса получалось 2 прозаика, 2 поэта, 1 критик и 1 драматург - это был гениальный курс.

Владимир НОВИКОВ, профессор МГУ, работал в Литинституте с 1987 по 1992 год, последние два года - проректором:

- Ставить вопрос о том, нужен Литинститут или не нужен, - это совковая логика. Разрушать не нужно ничего - ни Большой театр, ни Московский университет, ни толстые журналы, ни Литинститут. Другое дело, что сейчас он переживает не лучшие времена. Это заведение провинциальное, не разомкнутое в широкое литературное пространство, там слишком велик процент людей, которые ничему научить не могут, а особенно не могут научить писать, поскольку сами не умеют. Я говорю "процент", потому что есть люди и достойные. Там слишком много красно-коричневой нечисти, неофициально по-прежнему действует пятый пункт. Институт отчетливо ориентирован на худший из Союзов писателей - тот, в котором "Завтра" и Проханов. Но я могу вообразить себе и лучшее будущее этого заведения. Все зависит от людей, которые будут в нем работать.

Атмосфера застоя развращает и студентов. Большинство пишут очень вяло. За пять лет - тощая папочка стихов или несколько рассказов. Типичная жизнь студента Литинститута - это питье водки в общежитии, непосещение выставок, театров, всего, чем Москва богата. В общем, глубокий провинциализм. Чистым писателем сегодня быть невозможно. Мы наблюдаем и у живых классиков кризис материала. Нужно, чтобы через писателей проходила социальная информация.

Пусть над ними издевается начальник. Пусть они ищут средства к существованию. Как Набоков, как Булгаков. Настоящей литературы, которую было бы не только не стыдно, но и приятно читать, сегодня катастрофически не хватает. Ко мне обращаются многие издательства: "Кого издавать?" Я отвечаю:

"Если бы я знал, я сидел бы на вашем месте, у меня были бы ваш автомобиль и мобильный телефон".

20 ноября 2000
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    В МИНУВШУЮ СУББОТУ В ЛЕНИНСКЕ-КУЗНЕЦКОМ ЛОКОМОТИВ СТОЛКНУЛСЯ С АВТОМОБИЛЕМ "БМВ".

    Авария произошла 6 июля на неохраняемом железнодорожном переезде. В результате ДТП пострадали пять человек: три получили травмы, а двое скончались на месте от полученных ран. Проводится расследование. По предварительной версии, причиной произошедшего могло стать нарушение правил дорожного движения водителем иномарки.

    Посмотрел "ящик", бросил курить.

    На телеканалах ТВ-6 - "Санкт-Петербург" и "6-й канал" стартует новый проект Общественного совета по проблеме подросткового курения - демонстрация серии телевизионных роликов, цель которых - освободить молодежь от представления, что сигарета является обязательной частью имиджа. Также "антиникотиновые" клипы будут транслироваться на направленных на молодежную аудиторию московских каналах и в рекламных блоках некоторых региональных телекомпаний. Идеологию и стилистику роликов разрабатывали видные преподаватели и врачи, но главными критиками окончательных версий клипов были сами подростки.




  • 24.01.2002 - Стинг откроет Олимпийские игры.
  • 4.08.2004 - "СТАРЫЙ ВРАГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ" АРАФАТУ ИСПОЛНЯЕТСЯ…
  • 5.12.1998 - КУРСЫ ВАЛЮТ С 5 ДЕКАБРЯ.
  • 21.05.2004 - Структура и состав федеральных органов исполнительной власти.
  • 3.03.1998 - Россия и Украина договорились согласовывать структурную перестройку экономик.
  • 31.05.2004 - NO COMMENT ЖЕНЩИНЫ ЧАЩЕ ИНИЦИИРУЮТ РАЗВОДЫ Две трети разводов пар в возрасте старше 40 лет происходит по инициативе жен.
  • 9.02.2002 - Скороспелый трапезонд Сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий вывели новый сорт "подопытной культуры".
  • 11.10.2000 - Юбилей на Ольховой.
  • 11.10.2000 - Валюта останется за границей.
  • 25.01.2001 - Бора пока не злится.
  • 20.12.2000 - Гельмут Коль обзаводится новыми родственниками.
  • 14.02.2001 - Я опущусь на дно морское.
  • 10.09.2004 - ВЕРТОЛ Т, БЕНЗИН, ВОДА Связь с Кодинском для сёл Кежемского района осуществлялась только воздушным транспортом (вертолётом два раза в неделю).



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.