Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«НА КУБАНИ ВСЕ ОСОБОЕ.»

В ТОМ ЧИСЛЕ - СВОБОДА ПРЕССЫ. Пятое мая в нашем крае отмечается. как День кубанской журналистики. Следовательно, это хороший повод поговорить именно о кубанских особенностях нашей профессии. А их немало. Весьма своеобразно к прессе у нас относится региональная власть. Есть "свои" и есть "чужие". "Свои" - это…>>>
«"О внесении изменений в постановление N 85 от 20.07.99 г.".»

(Постановление администрации города N 116 от 21.09.2000 г.). Тарифы для оплаты проживающими за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования (назначения) жилищного фонда по г. Кемерово с 1.09.2000 г. В целях компенсации затрат на ежемесячную санитарную обработку жилищного фонда города Кемерово, проведение дератизации и дезинсекции…>>>
«Кресты и слезы.»

Десять лет назад застрелили Игоря Талькова. По мере того как расстояние, отделяющее просвещенного наблюдателя от занимающей его эпохи, неуклонно увеличивается, обстоятельства и лица, ранее казавшиеся значительными, приобретают вид самый невразумительный и дикий. Певец Тальков преставился как будто бы недавно, ничтожных десять…>>>
«КУРСЫ ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ БАНКАМИ.»

-------------------------------------------------------------- Страна Доллар США Нем. марка Рос. рубль Дата Белоруссия, бел.руб. 27320,00 14829,29 4,70 с 18.08 Украина, гривна 185,50 102,06 3,19* с 19.08 Молдавия, лей 458,80 249,04 78,73 с 16.08 Азербайджан, манат…>>>
«Весомы сибирские ночи и дни.»

Семь лет назад, в прошлом тысячелетии вышел в Красноярске первый номер литературного журнала для семейного чтения "День и ночь". Много тогда журналов задумывалось и создавалось. Да мало их миновало рубеж веков. Счастливчики же ошарашенно оглядывали себя неверящим взглядом и недоверчиво вопрошали: "Неужели выжили?" "День и ночь" на радостях кутнул…>>>
«Курсы валют c 15 апреля.»

1 австралийский доллар 3,9715 10 австрийских шиллингов 4,7782 1 англ. фунт стерлингов 10,2041 10 бельгийских франков 1,6309 1 голландский гульден 2,9838 100 греческих драхм…>>>
«Вячеслав ПОЗГАЛЕВ: Мы не смирились с потерей доходов.»

Интервью губернатора области "Красному Северу". - Вологодская область, как и многие другие регионы-доноры, теряет миллиарды доходов в областной бюджет в результате изменения налогового и бюджетного законодательств. Чем объясняют в федеральном центре такое мощное перераспределение средств? - Правительство страны пошло на серьезную налоговую реформу…>>>




Аналитика



"Бульдозерная выставка" для клавесина с оркестром.

С известным пианистом Алексеем Любимовым беседует обозреватель "Известий" Георгий МЕЛИКЯНЦ.

- С вами практически невозможно встретиться. Вечером увидел ваше имя на афише вместе с Натальей Гутман, утром позвонил вам домой - оказывается, вы только что отправились в аэропорт: не то в Афины, не то в Токио.

- Я же концентрирующий исполнитель. Никогда не видел музыканта, раздумывающего, играть ли ему с Виктором Третьяковым, Петером Шрайером, Татьяной Гринденко, с Ашкинази, Брюггеном., Салоненом. Счастье - это играть там, то и с теми, с кем мечталось. Особенно после того, как семь лет запрещалось выезжать из страны.

- И за что была немилость?

- Помните "бульдозерную выставку" в Битце? Считалось, что у музыкантов не было такого разгрома. Но в Московской консерватории, где я преподавал с конца 60-х, было студенческое научное общество. Такие же НСО были во многих вузах, и славились они интересом ко всему неформальному.

- Но вы же знали, что народ никогда не примет музыку "бездарных авангардистов".

- Да, я слышал об этом, но студенты были не согласны. Они даже похаживали в московский молодежный клуб Григория Фрида при Доме композитора. Сам Фрид не был никаким авангардистом, но у него обсуждались такие ненужные будущим музыкантам темы, как музыка и кибернетика, электроника в музыке, различные системы в искусстве. Выступали у него Юдина, Шнитке, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Петр Капица. С музыкантами рядом сидели математики, физики, ребята из театров. Словом, сталкивались многие умы. Стенограммы не велись, но зато были концерты (без афиш): играли Андрея Волконского, Эдисона Денисова, новые сочинения западных композиторов. Одним из активных исполнителей этой чуждой народу музыки был и я. Там я вдруг почувствовал вкус первооткрывательства.

- Разумеется, круги расходились по воде. Вы искали, где еще можно исполнять такую музыку.

- Добрались до Риги. Тамошнее министерство культуры оказалось на высоте: концерты прекратило, а я устами министра был объявлен невъездным в Латвию. Тогда студенты рижского политеха организовали независимый фестиваль современной музыки. Играли мы в недействовавшей лютеранской церкви с роскошной акустикой. Из Эстонии приехал Арво Пярт, который к тому времени уже подал заявление на выезд, из Киева - Валентин Сильвестров. Рига забурлила. Начальство политеха получило крупный нагоняй, а меня отдали на воспитание музыкальному начальнику Лушину (сейчас он живет в Америке), который и наложил вето на мои гастроли.

- И вы нашли отдушину - увлеклись старинной музыкой и старинными инструментами?

- Все было не так просто. Уйти в подполье, подобно писателю, композитору, даже художнику, я не мог: для театрального режиссера и музыкального исполнителя стать подпольщиком невозможно, они реализуются через публику. И вот тогда мне попался аутентичный клавесин моцартовского времени.

- Что значит аутентичный?

- В разное время этому термину придавали разное значение. Впервые он появился в конце 60-х на Западе (это нам тоже припомнили). Было обнаружено, что музыка XVI-XVIII веков, конечно же, не звучала так, как ее играют сейчас. Но еще не было большой потребности узнать: а как? Пока хватало того инструментария, которым люди оснащены и сегодня. Но когда началась реставрация старых инструментов, люди услышали совершенно другой звук. Я сравниваю реставрацию музыкальных инструментов и восстановление старых способов игры с расчисткой икон, удалением последующих наслоений с их первоначального лика.

- Сейчас появились новые инструменты, в том числе электронные.

- Изобретение нового и восстановление старого - два разных процесса, идущие параллельно. "Аутентика" значит "собственный", аутентичным является любое авторское изделие или высказывание, никем не переложенное. Это возникшее на пороге XXI столетия движение музыкантов, овладевших историческим инструментарием и стилем исполнения в полном согласии со всеми научно проверенными источниками. Кстати, при игре на клавесине совсем иная мышечная работа. Готовить таких музыкантов наряду с общей музыкальной подготовкой с нового учебного года будут и в Московской консерватории. Сейчас в мире уже достаточно много копий с инструментов, на которых играли Бах и Вивальди, технология их изготовления хорошо описана, ее можно повторить один к одному.

- Вы уверены, что композиторов, писавших, например, для клавесина, следует исполнять исключительно на клавесине?

- Но так и происходит. Когда "открыли" клавесинную музыку, выяснилось, что из всего XVIII века мы знали три-четыре крупных имени, а композиторов было не меньше, чем сейчас, если не больше. Остальные забыты, даже такие яркие, как Куперен, Рамо, сыновья Баха. У Иоганна Себастьяна Баха было 18 детей, и по крайней мере шесть его сыновей остались в истории музыки как видные мастера. Известно, что сам Моцарт приезжал к Иоганну Кристиану Баху, жившему в Лондоне, и они играли в четыре руки сонату для клавесина.

- Вернемся к вам. Вы стали ездить снова за рубеж, встречаться с нашими корифеями, перебравшимися туда, - от Кремера до Валерия Афанасьева.

- Они уже вернулись в родные пенаты. Однако, пересекаемся мы редко и потому мои музыкальные впечатления случайны. Хотя у меня есть, конечно, свои привязанности. Например, к непередаваемой пианистке Марте Аргерих, к Валерию Афанасьеву, Александру Рабиновичу, постоянному партнеру Аргерих в дуэтах. Их исполнение сюиты Рахманинова - высшее проникновение в суть музыки. Но такой игры вообще-то мало, многие исполнители сейчас стараются выражать не композитора, а себя.

- Но любой исполнитель неизбежно выражает себя. Даже если он скромно подчиняет себя служению автору.

- Важно при этом, чтобы он еще не забывал: он играет не свою музыку. И к тому же - разную музыку. А то у иных виртуозов и Шуберт, и Прокофьев на одно лицо. Есть, конечно, и свой взгляд на произведение, этим отличается Валерий Афанасьев, в его стиле есть что-то, что заставляет слушать известную музыку как бы другими ушами.

- А вы?

- Я стараюсь следовать за композитором, это соответствует моей жизненной цели - пропаганде того или иного автора, того или иного стиля, направления. Если, однако, чувствую, что нечто требует дополнения, всегда пользуюсь свободой, предоставленной сочинителем.

- Вы не были эмигрантом, несмотря на нанесенную обиду. Тем не менее несколько лет провели в Париже. Это связано с тем, что там живут ваши жена и дочь?

- Да, и еще этого требовал контракт с фирмой "Эрато", предложившей мне по рекомендации Эдисона Денисова сделать запись Моцарта- В 12 лет вы уже играли с оркестром. А сейчас что вас более привлекает - сольные выступления, игра в ансамбле или с оркестром?

- Раньше мне больше нравилась сольная игра, потому что я представлял еще неизвестные произведения своих современников. К тому же соло дает возможность максимально выразить себя. Но со временем понимаешь: в игре есть много музыки, которую возможно исполнять только с партнерами.

- У вас более полусотни записей.

- Кстати, большинство не соло.

- Когда вы соглашаетесь на запись?

- Честно - сразу же, как предложат. Именно поэтому бываю часто не удовлетворен. А иногда кажется: повторить подобное уже не смогу. Но запись и концерт - две вещи разные. Запись может сохраниться навечно, стать эталоном, концерт же бывает один раз, иногда случается и неудачным, но ради этого раза ты готов отдать все. Впрочем, запись еще и проверка себя со стороны: что ты мог год назад, чего достиг сегодня? Я бы менял записи как фотографии в паспорте через определенное число лет. Но при этом я не зачеркну ни одного из пройденных этапов. Все было на пользу.

- Правда ли, что западный зритель больше верит рекламе, чем игре "живьем"?

- Я не встречал двух похожих зрителей. Но если говорить о тенденции, огромное значение имеет, кто твой агент. От тебя требуется первый успех, например, победа на конкурсе. Дальше работает агент. Естественно, необходима огромная собственная работа, но твой имидж - уже искусство импресарио. Это касается в основном молодых. Оборину, Гилельсу, Рихтеру, Горовицу было легче, они честно завоевывали свое положение на Олимпиаде. Времена изменились, и рядом с вами появляется человек, просчитывающий ситуацию на музыкальном рынке. Это очень беспокоит, ибо подлинная картина невольно искажается. И еще одно меня беспокоит: на рынке масс-культуры сильно упала цена классики. Ее могут исполнять, простите, в туалетах, в порнографических фильмах. Как от этого уберечься? Не знаю.

- Итак, подведем итог. Алексей Любимов - исполнитель с мировым именем. Человек, меняющий увлечения. Именно вы установили, что находящаяся в музее музыкальной культуры имени Глинки старинная флейта принадлежала Фридриху Великому, прусскому королю и профессионалу-флейтисту. Значит, вы еще и исследователь. К новому межкафедральному курсу в консерватории вы тоже причастны.

- Я просто стараюсь всегда быть там, где я сегодня нужнее.

18 июля 1997
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    К ИСТОКАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

    "Культура, неподвластная времени" - по такой программе пройдут в Красноярске лекции межнационального научно-образовательного института по изучению восточных языков.

    В течение трех дней в Доме техники будет проходить знакомство с "Вечной мудростью Вед", "Законом кармы и реинкарнации", "Ведической астрономией и уфологией".

    НЕ ПОЛУЧИВ ДЕНЕГ, РЕКЕТИРЫ ПОДСТРЕЛИЛИ СОБАКУ ФЕРМЕРА.

    Житель поселка Зеленогорский Л. и двое неизвестных его подельников прибыли на автомобиле "ВАЗ-99" в село Тараданово и под угрозой пистолета потребовали от директора фермерского хозяйства "Золотая нива" В. деньги в сумме 10000 рублей или две тоны муки. После отказа В. гражданин Л. произвел выстрел из пистолета и причинил огнестрельное ранение собаке потерпевшего.

    Принятыми мерами работниками ГИБДД и экипажем РОВД автомашина и рекетиры были задержаны.




  • 30.05.2001 - ВЧЕРА, 29 МАЯ, В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ N1 ГОРОДА КЕМЕРОВА СОСТОЯЛАСЬ ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ.
  • 22.01.2003 - Конституционный суд изучает отмененную норму.
  • 18.01.2002 - Буш "за стеклом".
  • 14.12.2000 - "Сибирским пейзажем" плененные.
  • 1.10.2001 - Учебники на вес золота.
  • 21.07.2000 - Кому есть дело до детей?
  • 12.02.2002 - Молчание хотельеров.
  • 31.01.2003 - Торговцы мускулами.
  • 17.10.2000 - Самые громкие террористические акты.
  • 25.05.2004 - "И вообще, ни в Великобритании, ни в США референдумов нет".
  • 17.05.2001 - Художественное вымогательство.
  • 3.08.2002 - Дьявол есть.
  • 17.02.1998 - Большое мамбо в стране глухих.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.