Мы ничего не должны Германии.
Мнение политического обозревателя.
Закон о перемещенных культурных ценностях отвечает интересам России
Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных
в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся
на территории Российской Федерации" был - несмотря на возражения
президента - принят Государственной думой 4 апреля и одобрен
Советом Федерации 14 мая 1997 года. Смысл закона в том, что
он объявляет все перемещенные культурные ценности федеральной
собственностью и вводит строгие ограничения на передачу этих
ценностей другим государствам.
Ссылаясь на нарушения конституционной процедуры, президент
отказался подписать указанный закон. Однако 6 апреля нынешнего
года 2-я палата Конституционного суда обязала президента подписать
и обнародовать закон. Президент сделал это, но одновременно
направил в Конституционный суд запрос о том, соответствует
ли закон российской Конституции. Мотивируя свою позицию, президент
17 апреля заявил: "Я не согласен с самим законом. Он может
нанести немалый ущерб интересам нашей страны. Этот закон написан
так, что Россия уже никогда не сможет вернуть свое национальное
достояние из-за рубежа. Такого допустить нельзя".
23 апреля под председательством И.П.Рыбкина состоялось
заседание Политического консультативного совета при президенте.
Повестка дня: "Судьба культурных ценностей - проблемы собственности
и законодательного урегулирования". Совет поддержал президента,
отметив, что позиция Федерального собрания не соответствует
международному праву, международным обязательствам России,
а значит, нарушает нашу Конституцию. Имеется в виду ст. 15.4,
согласно которой, если "международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного договора".
Попробуем разобраться. Начнем с фактической стороны дела.
По данным российского Министерства культуры, в годы второй
мировой войны немцы вывезли из Советского Союза более полумиллиона
произведений искусства. Для "перемещения" культурных ценностей
из Советского Союза в Германию потребовалось 1 миллион 418
тысяч железнодорожных вагонов, и еще 450 тысяч тонн "культурных
грузов" были отправлены водным путем. Фашисты разграбили и
уничтожили тысячи библиотек, памятников культуры, архитектурных
ансамблей, музеев, среди них - уникальные дворцы и музеи Царского
Села, Петергофа, Павловска.
После разгрома Германии началось "перемещение" культурных
ценностей в обратном направлении. 26 июня 1945 года Сталин
подписывает постановление Государственного комитета обороны
N9256. В нем сказано: "Обязать Комитет по делам искусств при
СНК СССР (т.Храпченко) вывезти на базы Комитета в г.Москву
для пополнения государственных музеев наиболее ценные художественные
произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного искусства,
а также антикварные музейные ценности". У меня нет точных
цифр вывезенного. В пересчете на музейные "единицы хранения"
это, наверное, где-то в районе миллиона. Плюс архивы, плюс
библиотеки.
Хочу подчеркнуть, что Советский Союз в свое время, руководствуясь
соображениями политического и гуманного порядка, вернул Германии
(ГДР) значительную часть (иногда говорят - более 80%) культурных
ценностей, включая картины знаменитой Дрезденской галереи.
Тем не менее сегодняшняя Германия официально - и с некоторой
настырностью - претендует на возврат 200 тысяч произведений
искусства и архивных материалов общей стоимостью 100 миллиардов
марок. Сюда включаются и коллекция "Золото Шлимана", и книги
Готской библиотеки, и картины всемирно известных художников,
и многое другое.
Теперь займемся правовыми аспектами. Поставим вопрос так:
имеет ли Германия право требовать возврата культурных ценностей,
вывезенных после войны в Советский Союз? По-моему, - ни в
коем случае! Согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права, Германия была обязана возместить причиненный ущерб
(репарации), возвратить награбленные культурные ценности (реституция),
а если по каким-либо причинам возвращение невозможно, заменить
похищенное равнозначными ценностями (компенсаторная реституция).
Поскольку единственной легитимной властью на территории послевоенной
Германии была Союзная Контрольная Администрация, то именно
она, действуя на законных, неоспоримых основаниях, реализовывала
обязательства побежденной Германии. В зоне, оккупированной
советскими войсками, этим на столь же законных, правомерных
основаниях занималась Советская Военная Администрация. В реальной
ситуации того времени практически было невозможно избежать
вандализма и злоупотреблений. Но такие случаи ни в коей мере
не позволяют ставить под сомнение полное и безусловное право
Советского Союза компенсировать свои потери. В том числе -
и потери культурных ценностей. И не по "праву войны", а по
требованию справедливости.
Я смотрел на фонтаны довоенного Петергофа, ходил по великолепным
залам Екатерининского, Александровского, Павловского дворцов
в окрестностях Ленинграда и я видел черные, обугленные послевоенные
руины. Именно на таком фоне следует рассматривать нынешние
претензии Германии. Но, возразят мне, это - эмоции, лирика.
А ежели без эмоций, то Акт о безоговорочной капитуляции Германии,
вся правовая система послевоенного урегулирования предусматривают
отказ Германии, как и других бывших вражеских государств,
от претензий любого характера к Советскому Союзу, ко всем
Союзным и Соединенным державам.
В связи с подписанием Договора об окончательном урегулировании
в отношении Германии министры иностранных дел ФРГ и ГДР направили
12 сентября 1990 года своим коллегам из СССР, США, Великобритании
и Франции письмо, в котором прописано: "Меры по изъятию имущества,
принятые на основе прав и верховенства оккупационных властей
(1945-1949 гг.), являются необратимыми", и ФРГ "не будет издавать
нормативных актов, которые противоречили" бы процитированному
заявлению. Но уж очень хочется "обратить". И в бой вступают
юристы. В Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве
между СССР и Германией от 3 октября 1990 года записано: "пропавшие
и незаконно вывезенные культурные ценности, находящиеся на
их территории, должны возвращаться владельцам или их наследникам".
Ну и слава Богу! Пусть возвращаются. Но только, вопреки разъяснениям
немецких юристов, это положение не имеет никакого отношения
к перемещенным культурным ценностям, которые, как показано
выше, были вывезены из Германии вполне законно.
Если отвлечься от юридических хитросплетений и перейти
на почву политики, то германские требования направлены на
пересмотр - пусть в ограниченной, относительно узкой области,
- но все-таки на пересмотр итогов второй мировой войны. Не
уверен, что здесь нам следует идти навстречу Германии и переписывать
историю. Чтобы вместе двигаться в будущее, лучше оставить
прошлое таким, каким оно было.
Перейдем к упрекам по части нарушения международного права.
Упрекающие ссылаются, в частности, на "Конвенцию о защите
культурных ценностей в случае вооруженного конфликта", которая
была принята в Гааге 14 мая 1954 года и 12 декабря 1956 года
ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР. Эта конвенция
запрещает реквизицию движимых культурных ценностей и указывает,
что такие ценности не должны удерживаться в качестве военных
репараций. Но Гаагская конвенция не имеет обратной силы и,
соответственно, не может быть распространена на послевоенное
урегулирование. Как-то даже неудобно напоминать столь очевидные
вещи.
Упоминается и Гаагская конвенция 1907 года о законах и
обычаях сухопутной войны. В ней запрещаются конфискация частной
собственности (ст. 46) и "преднамеренный захват" художественных
и научных произведений (ст. 56). Однако именно гитлеровцы
грубейшим образом и совершенно сознательно, намеренно нарушили,
растоптали эту - как и многие другие - конвенцию. 1 марта
1942 года Гитлер создал эйнзатц штаб во главе с рейхминистром
по оккупированным восточным областям рейхлейтером Розенбергом.
В задачу штаба входила конфискация имущества библиотек, архивов,
иных культурных и научных организаций. "Мы, - гордо заявлял
фюрер, - варвары, и мы хотим быть варварами. Это почетное
звание". Варвары и поступали по-варварски. Но довольно странно
выглядят люди, пытающиеся применить нормы Конвенции 1907 года
к действиям, которые как раз и явились следствием нарушения
данной Конвенции.
В общем, по моему разумению, Германия, оставаясь в рамках
международной законности, не имеет права требовать возврата
перемещенных ценностей, а Федеральное собрание, также оставаясь
в рамках международной законности, имеет право объявить их
собственностью России.
Президент, как мы помним, утверждает, что Федеральный закон
блокирует возвращение культурных ценностей России, оказавшихся
за рубежом. Не вижу логики. Закон ставит предел произволу,
разбазариванию перемещенных культурных ценностей. Их нельзя
будет презентовать, допустим, "другу Гельмуту". Но закон не
препятствует ни равноценному обмену таких ценностей, ни их
продаже за рубеж на удовлетворяющих Россию условиях. Предусмотрен
и соответствующий порядок передачи перемещенных ценностей
третьим странам.
Нелишне подумать и вот о чем. Более полувека жили мы без
означенного закона. Много ли "достояний", приближающихся по
своей ценности к дрезденским сокровищам, вернулось к нам из-за
рубежа? Что-то не припоминается. Мы возвращали, нам - нет.
Так что "невозвращенцев" не закон делает, а нечто другое.
Не все положения закона, на мой взгляд, хорошо продуманы.
Встречаются нечеткие, вызывающие сомнения формулировки. Ни
в какие, даже в самые широкие конституционные ворота не лезет
учрежденный нашими парламентариями "полномочный федеральный
орган по сохранению культурных ценностей". И все же общая
направленность закона о перемещенных культурных ценностях
представляется мне справедливой, правильной, нужной. По-моему,
он отвечает интересам России и вписывается в мироощущение
народа, для которого День Победы и сегодня остается самым
великим праздником. Настанут другие времена - появятся, возможно,
и другие законы.
А пока нам нужно составить и опубликовать полный, исчерпывающий
реестр всех перемещенных культурных ценностей. Что вывезено
и откуда вывезено, что сохранилось, а что пропало, растащено,
испорчено, где хранится сохранившееся и в каком состоянии,
- все эти сведения должны быть доступны всем. Должна быть
доступна и "натура". Перемещенные ценности надо наконец переместить
из запасников, закрытых фондов, тайных кладовых, из руководящих
контор и обителей туда, где их можно будет видеть, где ими
можно будет пользоваться. И это тоже будет победа. Победа
над собой.