Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Абрам БЛОХ: Нобелевский комитет боялся навредить нашим ученым.»

В августе в санкт-петербургском издательстве "Гуманистика" выходит книга доктора геолого-минералогических наук Абрама БЛОХА "Советский Союз в интерьере нобелевских премий". Девять десятых ее документального материала нигде не публиковались. Вот что сказал нам по телефону из Стокгольма исполнительный директор Нобелевского фонда Михаэль Сульман…>>>
«В конгресс США внесен законопроект против интернет-подглядывания.»

По сообщению Reuters, документ, который предстоит рассмотреть законодателям, предусматривает наказание до трех лет тюрьмы за установку веб-камер "с непристойной целью". А если объекту тайного подсматривания будет менее 18 лет, то преступник, полагают авторы законопроекта, может быть осужден на 10 лет. Речь идет о получивших широкое распространение…>>>
«Электроперенапряжение.»

"Дальэнерго" сцепилось с муниципалитетами. Вчера четыре города Приморья - Партизанск, Находка, Уссурийск и Арсеньев - были практически обесточены за долги. Местным властям приходится ставить отключаемые промышленные объекты под охрану милиции. Глава Уссурийска Сергей Рудица поставил омоновцев на Раковском…>>>
«Извините за резкость, злой я нынче.»

Может, вы поможете мне разобраться. Вижу, что обдурили внаглую и выходит все по закону. Я бы к вам не обратился, если бы мог ходить. Но я инвалид I группы после травмы позвоночника. Дело в том, что, когда отец положил на мой счет 500 рублей, на эти деньги можно было купить не один мешок сахарного песка. А понемногу копил на телевизор…>>>
«РОМАНТИК ЭПОХИ СОЦИАЛИЗМА.»

Гостем нашей редакции стала Акулина Васильевна Владимирова, которой на днях исполнилось 90 лет. Вернее, у нее в гостях побывали краеведы из Бородино и привезли нам от ровесницы прошлого века слова благодарности. К газете "Красноярский рабочий" у Акулины Васильевны свое, особое отношение - несколько десятков лет подряд ее муж Ефим Ильич был постоянным…>>>
«ЦЕНТРОБАНК ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗАКРЫТЬ СВЫШЕ 100 РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ЦЕНТРОВ.»

Банк России предполагает закрыть 132 расчетно-кассовых центра (РКЦ) в 28 регионах. Как сообщается в пресс-релизе департамента общественных связей Банка России, прежде всего это - кассовые центры, обрабатывающие незначительные объемы расчетных документов (до 100 документов в…>>>
«Налоговая экспроприация.»

Граждане будут отдавать бюджету половину своих доходов. Ностальгия членов КПРФ по временам всеобщего равенства и братства принимает откровенно неприличные формы. На прошлой неделе коммунисты сделали первый шаг к воплощению в жизнь своей уравнительной утопии. Государственная дума, где большинство…>>>




Аналитика



Живой театр.

Первые олимпийские спектакли итожат театральные пути минувшего века.

Три спектакля, показанные в начале Театральной олимпиады, обогатили наше представление о сцене, времени и себе - при том что к каждому из них можно было предъявить свои претензии.

"Арлекин, или Слуга двух господ" Джорджо Стрелера вышел в 1947 году, и в Москву "Пикколо театро ди Милано" привез прекрасно сохранившийся засушенный цветок, дающий общее представление о том, какой была эта работа в пору своего рождения и расцвета. Во всяком случае, так казалось во время первого спектакля: скучный первый акт, занимательный второй, а к концу третьего зрительный зал был в полном восторге - лепестки распустились, "Арлекин" задышал и ожил. Через одно представление выяснилось, что стрелеровская работа не постарела - под хохот и аплодисменты шли все три акта.

"Отелло" Эймунтаса Някрошюса, пожалуй, самый слабый спектакль из всей его шекспировской трилогии: легко прочитывающаяся, понятная с первого взгляда метафора перестает выполнять свою роль. Лучшие работы Някрошюса сродни вдохновенному бормотанию Хлебникова, здесь же все складывается по-иному - режиссер в большинстве случаев ясен, и разгадки кажутся чересчур простыми. Магия необъяснимого развеивается, в свои права вступает анализ:

сделанное Някрошюсом нельзя раскладывать по полочкам, в этом случае он перестает быть собой. Но зрители, донельзя утомленные построенным на бесконечных повторах пятичасовым спектаклем (он закончился незадолго до того, как перестало работать метро) аплодировали "Отелло" целых пятнадцать минут. Такие аплодисменты дорогого стоят.

А стриндберговская "Игра снов" привезенная в Москву Бобом Уилсоном, разделила любителей театра. Кто-то считает Уилсона гением, другие - одаренным самоучкой-разрушителем, напрочь перечеркивающим вошедшую в генетический код каждого уважающего себя человека театра традицию. Многие напрочь не приняли его работу - то, что он показал Москве, оказалось чересчур необычно для нашего воспитанного на идущей от XIX века театральной системе зрителя. Для того, чтобы оценить спектакль Уилсона, не годится привычный инструментарий отечественного театрального журналиста, здесь зритель сталкивается с принципиально иными сценическими впечатлениями.

Театральную игру подменяет театральная живопись, актерская энергетика упраздняется, выходящий на сцену человек становится таким же выразительным средством, как и свет, играющий у Уилсона огромную роль.

По-настоящему его спектакль начинает жить через несколько дней после финала. Отечественный зритель не привык к такого рода зрелищам - когда он идет в гардероб, в его голове крутится мешанина из кристально чистых красок, странных звуков, гигантских бутафорских коров да застывших в странных позах актеров. Все это кажется театральной вариацией на тему компьютерных игр. Но потом в памяти начинают всплывать целые сцены:

завороженно опускающие молотки рабочие, девушка, медленно спускающаяся к ним по наклонной плоскости, оранжерея с застекленным потолком, гигантская пушка, реалистически прорисованный задник с уютным домиком, обрывающимся в какой-то параллельный мир.

Уилсон создает миры-символы, но цельная и внятная идея за ними не встает: единственный смысл этого в том, что он приглашает нас в какую-то новую художественную реальность. Он истово серьезен, и комические сценки здесь кажутся вставными номерами, страховкой, которая должна защитить автора спектакля от возможных насмешек - серьезность не к месту в постмодернистский век. Боб Уилсон занят высокотехнологичным театральным камланием, конечная цель которого не вполне ясна, но хорошо уже то, что многое множество традиционных, внятных, дающих простор актерским индивидуальностям спектаклей после его работы кажутся архаичной вампукой.

Рядом с "Игрой снов" некачественный театр умирает.

В Москве бывают интересные гастроли, но такого концентрированного и мощного появления спектаклей высочайшего класса здесь не было давно - и все три так или иначе дополняют друг друга. Светлый спектакль Стрелера связан и с комедия дель арте, и с лучшими традициями европейского гуманизма, "Отелло" мог поставить лишь тот, за чьими плечами генетический опыт двух мировых войн, Холокоста и ГУЛАГа. А работа Уилсона в известном смысле связана с современными концепциями "конца истории": он не перечеркивает те принципы, по которым на протяжении нескольких веков жил западный театр - для режиссера их просто не существует. Его выстроенная на многом множестве ультрасовременных технических игрушек работа (причину сценических трансформаций объяснить невозможно) тем не менее кажется по-настоящему варварской - если понимать под этим энергию разрушения и обновления.

На этом фоне наша театральная культура выглядит совершенно особым образом. Превратившаяся в священную корову традиция утрачивает связь с тем, что когда-то ее питало: наш театр становится все более провинциальным, и смена общественного строя этот процесс не остановила.

Очевидно, дело в самовоспроизводящемся балласте - в давно почивших в бозе театрах, где талантливых молодых артистов поджидает тихая профессиональная смерть; в том, что театральная рутина у нас давно стала нормой. Отечественная сцена не растеряла аудиторию - но лучшей, наиболее образованной и динамичной части публики театральные впечатления стали казаться громоздкими и архаичными. Порой даже стыдными - что может быть хуже плохого актера, выходящего на сцену в плохой постановке?

Наш театр быстро становится буржуазным - в том смысле, как это понимали в прошлом веке. Он продает себя как доступное и неглубокое развлечение - дух антреприз понемногу пробил себе дорогу и на репертуарную сцену. Первые спектакли олимпиады доказали, что качественное, интеллектуальное, нелегкое для восприятия зрелище может рассчитывать на коммерческий успех и в сегодняшней Москве - дорогие билеты были полностью распроданы, и залы ломились от публики. Многие из тех, кто хотел посмотреть эти спектакли, на них не попали.

А те, кому удалось посмотреть все три работы, немало приобрели. Эстетическое впечатление - мимолетная вещь, но лучшие из них остаются с людьми навсегда - и сильно украшают жизнь. Их трудно перечислить:

жонглирующий блюдами, летящий за ними следом, но не падающий Арлекин Ферручио Солери, похожий на гигантского индюка Бригелла Рикардо Мажерини, яростно колышущий огромной попой и толстым животом... Что говорить о последней стрелеровской сцене, классическом примере абсолютного театрального совершенства: тревожная темнота, силуэты героев, в смятении и тоске скрывающийся от них Арлекин - беззаботная комедия оборвалась во что-то совсем иное...

Отелло, наподобие Гулливера тянущий за собой венецианский флот (так же он ведет за собой и других людей); убитая Дездемона - к изголовью он поставит горшки с цветами, польет их и ее водой, но женщина не воскреснет.

Не поддающиеся описанию звуки и краски Уилсона - это совсем другой театр, пока что существующий вне определений.

Впереди конный театр Зингаро, спектакль Тадаши Судзуки, не уступающий уилсоновскому по силе воздействия, поющие шаманы, пляшущие суфийские дервиши, уличные театры, экспериментальная программа и многое другое. Москва увидит совсем другой театр - быть может, и наша сцена после этого станет иной.

8 мая 2001
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.


  • События

    Скуратов - за государственную политику борьбы с преступностью.

    Генеральный прокурор России Юрий Скуратов направил 22 марта председателю правительства РФ Евгению Примакову письмо о необходимости "четко сформулированной и узаконенной государственной политики борьбы с преступностью в России". Как сообщили в центре информации и общественных связей Генпрокуратуры, Ю. Скуратов представил на рассмотрение Е. Примакова проект указа президента РФ "Об основах государственной политики борьбы с преступностью в России".

    ИТАР-ТАСС.

    Ах, море, море...

    В июне 18 девчонок и мальчишек, чьи родители трудятся на Чагодощенском стеклозаводе, почти три недели провели в оздоровительном комплексе "Зарница - Лазурное" близ Сочи. Затем им на смену отправились еще две группы - Покровского стеклозавода и колхоза "Согласие". В августе греться на южном солнышке и купаться в море будут дети работников акционерного общества "Чагодакомлес". Путевками обеспечивает туристическая компания "Шексна-Тур", большую часть стоимости оплатили предприятия.




  • 20.09.2001 - Владимир КВИНТ: Экономику Соединенных Штатов вытянет ВПК.
  • 20.08.1999 - Кто рано встает, тому бог подает.
  • 26.09.2000 - В НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ - С НОВЫМ ЛИДЕРОМ.
  • 10.02.1999 - "Израильский день" в Аммане.
  • 3.09.2001 - Жизнь по понятиям.
  • 2.07.1998 - "Леся Украинка" приехала в Москву.
  • 14.03.1998 - Лубянка может ответить ударом на удар.
  • 21.08.2004 - НЕВЕДОМЫЕ "ВЕДОМОСТИ" И БУКЕТ ДРУГИХ ПРОБЛЕМ От…
  • 29.01.1999 - Ибадат Рзаев обращает внимание на необходимость повышения культуры торговли.
  • 10.07.1997 - ФОНДОВЫЕ РЫНКИ РОССИИ.
  • 26.01.2001 - Сын иранского шаха требует перемен.
  • 13.02.2003 - Все лучшее позади.
  • 4.04.2002 - Китайские развлечения.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.