Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Израиль нас понимает.»

Еврейское государство знает, что такое терроризм. Владимир ДУНАЕВ. На душу России, израненную "гуманитарным наступлением" Запада, щедро пролили бальзам. Приехавший с визитом в Москву вице-премьер и министр иностранных дел Израиля Давид Леви заявил: "Наш долг…>>>
«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ШКОЛА ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ЮБИЛЕЕМ.»

С начала месяца педагоги и учащиеся детской музыкально-хоровой школы встречают гостей. Хоровые коллективы Сибири и Кузбасса радуют междуреченского зрителя концертами, посвященными 25-летию хоровой школы. В ДК "Распадский" выступили хор студентов музыкального…>>>
«РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА.»

Управление здравоохранения администрации Красноярского края сообщает результаты конкурса, объявленного в газете "Красноярский рабочий" от 12.05.2001, N 85. Победителями конкурса на поставку медицинского оборудования признаны: ОАО МТД "ДАНА", г. Красноярск, с ценой контракта 7 990 000 руб.; ГУП ККТПП "Фармация"…>>>
«Монополист отыгрывается на бесправном.»

Из редакционной почты. По действующему в стране законодательству развитие и реконструкция электросетей должны осуществляться за счет организаций, производящих электроэнергию. Если прибыли есть, реконструкцию производят, если нет, с ней временят. Но не так думают некоторые акционерные общества, входящие в систему РАО ЕЭС…>>>
«Гоголя станцевали по-итальянски.»

Балетная труппа из Палермо представила русскую классику. Ансамбль современного балета Миши Ван Хука показал свои последние работы "Невский проспект" и "Пилигримы". Такое ощущение, что оба произведения - вырванные из контекста пластические фрагменты, настолько…>>>
«ОФИЦИАЛЬНЫЙ КУРС ЦБ РОССИИ.»

Центральный банк Российской Федерации установил на 17 сентября 1997 года следующие курсы иностранных валют к рублю Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей*: 1 австралийский доллар 4194,19 1 австрийский шиллинг 470,97 1 фунт стерлингов 9365,57 100 белорусских рублей…>>>
«Место встречи не изменить.»

Второй музыкальный фестиваль "Площадь Искусств" стартует в Большом зале Филармонии 24 декабря, но продажа билетов начнется 6 ноября. Десять концертов представят меломанам самых знаменитых композиторов ХХ века: от Сергея Рахманинова - до Альфреда Шнитке. Еще более звездным будет состав исполнителей. Впервые во взрослом…>>>




Аналитика



РОМАН ПО ЛЕНД-ЛИЗУ (ФРАГМЕНТЫ КИНОСЦЕНАРИЯ).

История еще недавно сверхсекретной трассы Алсиб уже прилично вспахана и освещена нашей журналистикой. Хотя не всем и сегодня известно, что в рамках ленд-лиза по этой трассе во время войны из США через Аляску, Якутию и Красноярск был осуществлен перегон около 10 тысяч американских боевых самолетов на советско-германский театр той войны.

К художественному освоению этой темы ни наши, ни зарубежные мастера слова, театра и кино еще не подступались. И вот перед нами первая такая попытка - киносценарий норильчанина Евгения Сорочкина. В его основу положена история про молодого американского летчика и русскую радистку, которые встретились на запасном аэродроме алсибовской трассы и вопреки всем обстоятельствам и сложностям времени, войны, приполярного быта остались верны себе, своей любви, союзному братству и каждый - своей родине.

В трагедийно-романтической истории-легенде, наряду с вымышленными персонажами, задействованы реальные российские асы тех лет (Гризодубова, Мазурук, Мачин, Молоков, Астахов) и американские летчики (Том Уотсон, Дейл Гаффни, Фрэд Брэдли, Барклай де Толли). В фильме найдут отражение атмосфера сибирского тыла и северной природы, взаимодействие и развитие характеров, мировоззрений и разных менталитетов.

Автор готов представить не только сценарий, но и исходный бизнес-проект постановки совместного российско-американского фильма. Главная его продюсерская идея лежит в русле схемы, предложенной в свое время Н. С. Михалковым: поскольку сегодня у нас нет "звезд", широко востребованных на Западе и в Америке, мы должны привлекать наших восходящих "звезд", "раскручивая" их на российско-американском материале с участием американских актеров на долевые американские деньги.

Но для этого необходимо запустить стартовый этап фильма на русские деньги, которые предстоит найти и вложить под будущий коммерческий и художественный успех фильма на американском и западных рынках.

У Михалкова с "Сибирским цирюльником" эта схема сработала не до конца. Хочется верить, что "Роман по ленд-лизу" - именно тот проект, которому судьба дает шанс пойти дальше...

Оптимизм внушает и добрый отзыв Виктора Петровича Астафьева, который прочел сценарий и отметил, что "представленный автором материал дает возможность сделать на его основе значимый и, даст Бог,- знаковый художественный фильм".

"Я ХОЧУ ЛЕТАТЬ!".

Кабинет. За столом - командир авиационного полка Валентина Гризодубова. На ее гимнастерке - Звезда Героя, значок депутата Верховного Совета. Перед ней стоит Женя Сартакова.

- Да, мне звонил Коля Михайлов из ЦК комсомола. Но, девочка... с таким ранением, с такими документами -пойми...

- Но я должна! Должна их бить - за Зою! Я хочу, должна летать!

Зоя Космодемьянская смотрела на них с газетного снимка на стене.

- "Летать", "хочу"! А в банно-прачечный - не хочешь?! Я, Герой Советского Союза, подполковник, я вот - родить хочу, мне тридцать два года! Здесь тебе не Томск, не тыл, не университет. Даже не армия - это фронт! А "хочу" - после войны, если живы будем...

- Ты занята? - в кабинет вошел коренастый летчик, тоже Герой Советского Союза, "полярный волк" - сам Мазурук (он услышал концовку разговора).

- Илья? Илюшенька! - обрадовалась Гризодубова. -Каким ветром?

- Да вот, мимо ехал, услышал, что ты здесь, заскочил повидаться. И попрощаться. Чайком не побалуешь?

- Илья Палыч! - "встряла" в разговор Женя и, спохватившись, - товарищ подполковник, разрешите обратиться к товарищу...

- Мазуруку, - докончил вопрос Мазурук (на его кожаной куртке не было знаков отличия).

- Документы?! - кратко спросил прославленный ас. -Так...

радистка, англичанка... - и, после пристального взгляда, - я не мог тебя где-то видеть?

- Да, в Ачинске, на вокзале, - и Женя достает из гимнастерки его журнальный портрет с автографом.

- Гляди ж ты - "До встречи в небе!". - И после краткого раздумья: - Вот что, девушки: конкретно пока - язык за зубы.

Но куда мы сегодня летим - фронт, авиация, романтики - по ноздри! Откомандировывай ее, Валентина, мне...

- Согласна? - непривычно смягчилась Гризодубова.

- Я согласен! - весомо отрезал Мазурук.

"ПРИСТУПАЮ К РАБОТЕ!".

Радиорубка. Женя за рацией. В эфир идет морзянка. На звуковом его фоне по нижнему обрезу кадра идет лента с расшифрованным текстом под закадровый женский голос:

- Я - двести четвертый, приступаю к работе в эфире. Сегодня 26 ноября 1942 года. На объекте - минус 39 по Цельсию.

Плотный туман, тихо...

В ОЖИДАНИИ ГОСТЕЙ.

Красноярск, декабрь 1942 года.

На старинном купеческом особняке вывески нет, но в его окне мы видим - наездом - склонившихся над картой руководителей Алсиба Молокова и Шевелева.

Молоков надиктовывает порученцу сообщение:

- "...На трассе "Киттихауков" - 73, "Бостонов" - 85, "Аэрокобры" - 37 по трассе, 21 на погрузке в Красноярске.

"Дугласы" Си-47 - 13 в Сеймчане. Молоков". Шифром - в ГКО на имя Микояна.

- Кто бы, Вася, мог подумать, - говорит после ухода порученца Шевелев, - что самолеты Сикорского по ленд-лизу будем гонять из Америки...

- Что ж, Марк, наше дело правое, а в авиации главное... Да, Илья радировал из Норильска - он летит прямо на Якутск.

Астахов и Чусов уже на месте, мне приказано быть там же - через три дня встреча с американцами. Остаешься, Шевелев, здесь на хозяйстве. Разборку, погрузку на "чугунку", маскировку "Аэрокобр" контролируй лично.

Последние слова Василия Сергеевича Молокова идут уже на плане железнодорожного тупика станции Злобино, где в оцеплении охраны идет погрузка разобранных истребителей на железнодорожные платформы.

"НЕЦЕЛОВАННЫЙ" ФРЭНК.

Якутск. Зал ресторана. С эстрады льется музыка. В углу зала за сдвинутыми столами сидят русские и американские летчики.

Тут же сидит Женя, в этот раз Мазурук поручил ей побыть переводчицей.

Во главе стола поднялся генерал Брэдли:

- Господа! Друзья, союзники!.. После того как мы выпили за наш успех в этой войне, я хочу предложить тост за сегодняшнего именинника - лейтенанта ВВС Соединенных Штатов Фрэнка Хейли. Двадцать один год - прекрасный возраст, и не наша вина, что тысячи наших парней встречают этот свой день на войне. Я имею честь выполнить просьбу отца именинника - сенатора Арнольда Хейли - вручить ему отцовский презент.

Подойди ко мне, Фрэнк, - пригласил лейтенанта генерал.

Пожав руку и вручив ему извлеченный из-за портьеры большой футляр, генерал что-то говорит Фрэнку и вдогон, как бы конфиденциально, передает ему голубой конверт.

С Фрэнком чокаются, его обнимают Том Уотсон, Мазурук, Астахов.

- Что сказал тебе генерал? - интересуется Барклай.

- Он спросил, сдержал ли я слово. И если да - заглянуть в конверт.

- И что же?

Фрэнк вскрыл голубой конверт. На извлеченной картонной визитке была всего одна фраза. Фрэнк улыбнулся и показал ее Жене. Генерал Брэдли, следивший за Фрэнком со своего места во главе стола, поднял свой бокал и подмигнул имениннику.

Фрэнк, выдохнув, выпил свой.

- Фрэнк, я не понял?! - удивился Барклай.

Фрэнк подцепил с блюда кусок от цельного осетра. Стол вообще был роскошен - заливное мясо, икра, сагудай, овощи, коньяк.

- Ну в чем дело, Фрэнк? - допытывался Барклай.

- В двенадцать лет отец застал меня и старшую сестру с сигаретой на двоих. Он поставил нам условие: не курить и не выпивать - до двадцати одного года. Я условие принял, я его выполнил.

- А сестра? - спрашивает Женя.

- Она - нет. И честно призналась в этом отцу.

- Но условие бывает взаимным...

- Не без этого, - Фрэнк достает из конверта вторую бумагу, они с Барклаем вдвоем ее смотрят.

И в этот момент сам шеф-повар подносит к столу именинника блюдо, на котором возлежит поросенок с хреном, маслинами и маринованным виноградом.

- Ни хрена себе! - по-русски вырывается у Барклая, и не совсем ясно, относится это к бумажной вести или к поросенку.

- Переведи - что там сказано, в первой бумаге? - спрашивает он у Жени.

- "Пей, голубчик, в свой двадцать один год!".

- Так что же мы?! - Барклай подхватывает бутылку коньяку, наливает стакан шеф-повару, "освежает" бокалы Фрэнка, Жени, свой, ближнего застолья и негромко спрашивает Фрэнка:

- Ты еще, поди, и не целованный?

И Женя слышит этот вопрос.

"ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МОЖЕТ СПАТЬ СПОКОЙНО".

Там же, в ресторане.

- Мы приветствуем наших гостей, американских летчиков, - говорит с эстрады шеф-лабух, - и дарим им свой музыкальный подарок...

Оркестр с солирующим пианистом начинает довоенную мелодию из фильма "Истребители" - "В далекий край товарищ улетает".

Слегка стихает ресторанный гул. Мелодия явно "достает" гуляющих летчиков - это видно по их лицам.

Фрэнк извлекает из футляра подарок отца - роскошный саксофон.

Он с места подхватывает мелодию и идет между столов на ресторанную эстраду. Пианист уступает ему сольную партию, которую Фрэнк на излете обрывает и берет несколько отрывистых тактов тогдашнего шлягера (известного в нашей "транскрипции" как "Старушка не спеша дорожку перешла"). Фрэнк дирижерски отбивает такт, оркестр "врубается", начинается самозабвенная фокстротная импровизация.

Среди танцующих в зале - Женя с Барклаем, но играющий на саксофоне Фрэнк - в фокусе ее бокового зрения.

К танцующему Мазуруку подходит ординарец и русский летчик.

Выслушав их, Илья Павлович кивает головой и продолжает танец.

Застолье летчиков начинает редеть.

Фрэнк переходит на мелодию "Мы летим, ковыляя во мгле", самозабвенно импровизируя ее в гибриде с "Далеким краем".

Танцующие никак не могут настроиться на этот джазовый винегрет.

Посадив на место даму, Мазурук отзывает от Барклая Женю:

- Слушай сюда, летная подруга: нам дают погоду. Три эскадрильи идут на взлет, два борта - с залетом к вам в Эльчин. Если не сейчас, то засесть можно надолго. Это приказ!

ПЕРВЫЙ ПОЦЕЛУЙ.

Над Якутском - растекающиеся дымные столбы из домовых труб.

По улицам мчится кортеж на аэродром: две "эмки" руководства Алсиба, джип американцев, расхристанный автобус, крытый "студебеккер" и фанерный ЗИС-5 с летчиками в кузовах.

Замыкает все это конная повозка. В автобусе ресторанные музыканты играют наш знаменитый мотив "Все выше, и выше, и выше...". На конных розвальнях - несколько не влезших в автобус музыкантов, Женя и Фрэнк, солирующий мелодию песни "Табор цыганский - там пир идет горой!..".

И вот уже все на аэродроме. Музыкальным фоном вновь звучит саксофонная мелодия "Любимый город может спать спокойно".

Экипажи наработанными способами - от обычных железных буржуек - через капюшонные "намордники" разогревают двигатели самолетов.

Женя видит перед собой только просветленно-хмельное лицо Фрэнка. Фрэнк смотрит в ее глаза. Ресницы и шапки обоих в заиндевелом "обрамлении". Они молча глядят друг на друга.

Первой не выдерживает Женя. Неловко (мы понимаем, что и у нее в этом нет "навыка") она целует Фрэнка, тот так же неловко пытается привлечь ее к себе. Она смущенно освобождается, целует его еще раз и устремляется к трапу. Фрэнк машет ей, уже выглядывающей из самолетной двери, своей шапкой.

Самолеты с ревом разгоняются на взлет.

"Любимый город может спать спокойно" - под эту саксофонную мелодию самолет набирает высоту, экипаж - при деле, и Жене не различить уже в иллюминатор ни города, ни аэродрома, ни гористой северной тайги...

МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ.

Набережная сибирской реки. Американский сенатор Хейли (это, конечно же, постаревший Фрэнк) и русский отставной летчик подкатывают на такси к вертолету. За ними - встык - машина слежения, амбалистые сотрудники СОПа и местные особисты держат под охраной вертолет...

Сенатор Хейли прощально махнул рукой, машина с летчиком двинула дальше, а сам он в одиночку пошел по набережной.

Почти вертикальная береговая стена темным своим отражением падала в реку. Солнце уже село на гребень стены.

Фрэнк Хейли остановился у обреза набережной, достал из кармана трубку. Он ритуально, по старой, видимо, памяти держал ее, а сам не мог оторвать глаз от великой реки. Место показалось ему знакомым. Было так тихо, что до Фрэнка дошло журчание ручья, вытекающего из горловины трубы через тело набережной. И этот плоский гранитный камень в устье ручья сенатор узнал бы из любых...

Фрэнк от набережной пошел по прибрежному лесопарку вверх по руслу этого ручья.

Он не ошибся - это был тот самый ручей, где они в последний раз встречались, где пели, смеялись, и отступившая далеко война не отменяла ни молодости, ни самой жизни.

На пригорке росли три дерева - береза, лиственница и ольха.

Поодаль, на уступе возвышался скромный ветхий памятник с венчающим его старым двухлопастным винтом от самолета...

...Уже густо смеркалось, когда сенатор подходил по прибрежному парку к гостинице. Недалеко от нее были теннисные корты, и на одном из них - освещенном -загорелая девушка гоняла мяч от стенки. Сенатор остановился, его заинтересовало, как энергично, меняя дистанцию, ритм и силу ударов, она "держала" мяч в игре.

Вдруг сенатор напряженно впился пальцами в ограждающую стальную сетку. Этот редкий характерный жест - то, как девушка быстро поправила взмокшую челку левой рукой... этот жест он отличил бы из множества!

Наконец она упустила оранжевый мяч, подошла к боковой скамье, отпила воды из пластиковой бутылки. И снова тем же характерным жестом левой руки сняла с глаз челку. Это была Женя!.. или - девушка, очень на нее похожая...

Сенатор не верил своим глазам, он напряженно, держась за сетку, решал, что же ему делать... И лицо его - за квадратами плетеной стальной сетки - воспринимается нами, как за оградой неволи...

28 сентября 2001
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    СОЛДАТЫ ХОТЯТ ДОМОЙ.

    27 чешских военнослужащих из роты химической защиты, дислоцированной в свое время в Кувейте, обратились к командованию с просьбой вернуть их на родину. По словам командира подразделения, это желание не имеет ничего общего "со страхом перед войной". Однако, как сообщила итальянская газета "Коррьере делла сера", лишь семеро военнослужащих мотивировали свою просьбу убедительными причинами - такими, как тяжелая болезнь матери или внезапная смерть одного из родственников. Остальные, по всей вероятности, будут уволены из армии, как не заслуживающие доверия.

    Рифеншталь возвращается.

    Кинорежиссер Лени Рифеншталь намеревается отметить свой столетний юбилей выпуском в прокат нового фильма. 45-минутная документальная картина "Подводные ощущения" снималась с 1974 по 2000 год, в ее основу лег материал, отснятый Рифеншталь во время ее подводных погружений.

    Планируется, что фильм будет выпущен в прокат в августе этого года, в канун столетия прославленного режиссера. Последняя картина Рифеншталь - "Долина" - была выпущена в 1954 году.




  • 18.01.2003 - Амрам Мицна и наркобароны.
  • 25.03.1998 - Самый лучший датский "голубой".
  • 18.05.2001 - Лидеры "Интера" готовы оставить свой клуб.
  • 18.07.1998 - В Дагестане убит депутат Народного собрания.
  • 26.10.2000 - С любовью к городу.
  • 17.10.2000 - Труба к трубе.
  • 23.05.2001 - Однажды войдя в мир Чехова.
  • 21.06.2002 - Дебют под куполом.
  • 16.02.2001 - Московские чистильщики.
  • 3.10.1997 - Кризис в отношениях между Москвой и Софией.
  • 18.09.2001 - Закрывайте двери.
  • 5.12.1997 - Зарубежные компании понесут потери...
  • 8.05.1998 - Вашингтон дал Тель-Авиву время на раздумье.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.