"МИНИСТЕРСТВО ПРАВДЫ" ИЛИ ТОРГОВЫЙ КООПЕРАТИВ.
Словосочетание "творческий союз" вызывает у советского
человека единственную ассоциацию - 1932 год, знаменитое постановление
ЦК ВКП(б). Тогда, ликвидировав и юридически, и часто физически
сотни творческих объединений, партия установила полную монополию
на все виды художественного творчества.
Именно поэтому, попытка российских законодателей спустя
65 лет породить документ, столь схожий и по форме, и по содержанию
с тем историческим постановлением, вызывает реакцию резкую
и даже злую.
На самом деле, мотивы депутатов, внесших проект Федерального
закона "О творческих работниках и творческих союзах" (В.Зеркальцев,
С.Говорухин, В.Тарасов) были скорее "экономическими" - текст
проекта пронизан желанием получить максимально возможное от
бюджетного пирога. Хотя отрицать наличие в проекте закона
явной ностальгически-идеологической ноты никто не может (это
видно даже по комическому отлучению литературы от искусства).
В самом деле, более 50 лет каждый советский художник знал,
что таковым он будет признан государством только при наличии
членского билета одного из "единых творческих союзов". Эти
союзы были всем: местом работы, профсоюзом, органом партийного
контроля. Исключение из союза было тождественно гражданской
казни.
Развал СССР и объявленная свобода вызвала взрыв, но не
творческих потенций членов союзов, а взрыв борьбы за раздел
имущества этих огромных и не бедных организаций. Когда же
процесс раздела в целом завершился, применять понятие "творческий"
к тому, что возникло на руинах советских СП, СХ, СК и т.п.,
стало просто невозможно.
Некоторые из существующих ныне "творческих союзов" - это
в чистом виде профессиональные союзы, большинство - откровенно
коммерческие организации по сбыту изделий их руководителей,
единицы - еще и авторские агентства, но практически ни один
из них - объединение с целью реализации единой творческой
программы.
В таком контексте требовать от государства финансирования
творческих союзов действительно безнравственно.
Но все же главный изъян законопроекта "О творческих работниках
и творческих союзах" не в этом - авторы документа пытаются
возродить прямую связь между членством в творческом союзе
и признанием человека профессиональным художником (для этого
вводится "Перечень творческих профессий", "расчетная книжка
творческого работника" и т.д.).
Такого рода нормы прямо противоречат Конституции Российской
Федерации и ее международным договорам. Всемирная конвенция
по авторским правам определяет субъекта авторского права только
через собственное отношение человека к своему творчеству и
не допускает какого-либо вмешательства в это со стороны государства.
Уже только по этой причине проект с такой основополагающей
посылкой не может стать законом.
Гораздо опаснее другое. Наши художники по-прежнему не знают
законов своей страны и предоставляемых им этими законами прав.
Какие бы проекты не обсуждал наш парламент, права гражданина
на творчество, на защиту своих авторских прав, на неприкосновенность
частной собственности закреплено в Конституции страны, нормы
которой имеют прямое действие.
Соответствие российского законодательства о защите авторских
прав международным нормам признано мировым сообществом, этим
законодательством надо просто пользоваться.
В 1992 году основы законодательства Российской Федерации
о культуре закрепили за художником свободу распоряжаться (в
том числе продавать и вывозить) результатами своего труда,
а с 1993 года такая норма действует и в отношении произведений
изобразительного и декоративно-прикладного искусства (статья
40 Закона российской Федерации о вывозе и ввозе культурных
ценностей).
До тех пор, пока мы сами не научимся пользоваться своими
правами, их будут нарушать, сколько бы хороших и нужных законов
не приняла Государственная Дума.