Понедельник, 13 июля, 2009      22:40

Ракурс дня


«Бывший президент не собирается уходить из политической жизни.»

Ньюйоркцы рассказывают, что утром своего первого "непрезидентского" дня Билл Клинтон зашел сделать мелкие покупки в закусочную, расположенную в пригороде "столицы мира" - Чаппакуа, где супруги в прошлом году купили себе дом. Его уже не сопровождали ни бронированные лимузины, ни вертолеты, ни армия агентов…>>>
«ОДНАЖДЫ В УРАЛЬСКЕ.»

В старинном городе Уральске (Западно-Казахстанская область) прошли казахско-русско-татарские литературные встречи. Идея встреч принадлежала современному классику казахской прозы Абдижамилу Нурпеисову. С российской стороны в них приняли участие московские писатели и критики Анатолий Ким, Александр Эбаноидзе, Лев Аннинский, Павел Басинский…>>>
«ЗАРПЛАТЫ ВЫВЕДУТ ИЗ ТЕНИ ЗА СЧЕТ РОССИЯН…»

Причина - высокая ставка единого социального налога: для того чтобы обеспечить россиян социальными благами, государство заставляет отдавать компании чуть больше трети от зарплаты каждого работающего человека. В следующем году компаниям дадут последний шанс "выйти из тени" - в среду Государственная дума приняла…>>>
«Город готовится к зиме.»

Активная подготовка к предстоящему отопительному сезону идет в областном центре. В соответствии с графиком проводятся профилактические испытания инженерных сетей, их ремонт, а также подготовка технологического оборудования на электростанциях. Именно этим и вызваны летние отключения…>>>
«Практическая магия.»

Арриго Сакки начинает опыты в "Парме". Очередной тур итальянского чемпионата был необыкновенно насыщен событиями. "Фиорентина" разгромила "Милан" и продолжила свое впечатляющее восхождение, теперь флорентийцы идут третьими. Лидер - "Рома" - на своем поле только с пенальти отыгралась во встрече…>>>
«Утро с Шаляпиным.»

ТЕЛЕКИНО В ПЯТНИЦУ. Редчайший фильм канал "Культура" показывает почему-то рано утром - драму Георга Вильгельма Пабста "Дон Кихот" (8.30) с Федором Шаляпиным в заглавной роли, где великий бас еще раз доказал, что он и великий актер. Это уникальный эксперимент: Пабст снял…>>>
«"Стволов" у населения становится все больше.»

Вчера пленум Верховного суда рассмотрел вопрос "О судебной практике по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также их хищении либо вымогательстве и незаконном изготовлении оружия". В докладе председателя военной коллегии Верховного суда Николая Петухова прозвучала убийственная статистика. Только за…>>>




Аналитика



(1) В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ КРАЯ.

Постоянная комиссия по законности, правопорядку и защите прав граждан информирует о рассмотрении кандидатур:

а) на должности мировых судей в крае для назначения их на судебные участки:

Волгаевой Инны Юрьевны - на судебный участок N 63 Ленинского района г. Красноярска.

Исмагилова Юрия Радиковича - на судебный участок N 55 Кировского района г. Красноярска.

Коршуновой Светланы Трофимовны - на судебный участок N 127 Тюхтетского района.

б) на должности судей районных (городских) судов края:

Шугалеевой Веры Сергеевны - председателя Краснотуранского районного суда.

Захаровой Татьяны Владимировны - судьи Назаровского городского суда.

Охременко Ольги Витальевны - судьи Свердловского районного суда г. Красноярска.

Подгородецкой Валентины Николаевны - судьи Советского районного суда г. Красноярска.

Пось Станислава Анатольевича - судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Предложения и замечания направлять до 29 октября 2001 года по адресу: г. Красноярск-9, пр. Мира, 110, постоянной комиссии Законодательного Собрания края по законности, правопорядку и защите прав граждан.

"КАЗНА КОНТРОЛЕМ СИЛЬНА".

В 2001 году Счетная палата Красноярского края отмечает первое пятилетие своей работы.

За это время она сумела занять прочные позиции в структуре власти, сформироваться как дееспособный орган, у которого имеется вполне реальная возможность целенаправленно влиять на бюджетно-финансовую политику региона. Достаточно сказать, что по результатам проверок, проведенных палатой за минувший период, в краевой бюджет возвращено более 250 миллионов рублей, что в 16,6 раза превышает затраты на ее содержание.

НА ЛИНИИ ОГНЯ.

Главная роль в том, что в Красноярье появилась Счетная палата, принадлежит Законодательному Собранию. 21 декабря 1995 года оно приняло соответствующий закон, в котором определены статус и полномочия этого органа по государственному финансовому контролю. Подобной структуры в крае ранее не существовало. Будущим аудиторам пришлось пройти жесткий конкурсный отбор депутатских комиссий и сессии ЗС.

Требования к людям, изъявившим желание работать в Счетной палате, предъявлялись весьма высокие - в первую очередь знание законодательства, экономики и финансов, наличие опыта работы, а также соответствующие личные и деловые качества.

Первыми аудиторами стали Николай Дмитриевич Макаров, Ольга Николаевна Власова и Тамара Петровна Семенова. Параллельно формировался и аппарат для организационного, правового и методического обеспечения работы Счетной палаты, оказания помощи аудиторам в проведении контрольных мероприятий. Именно эти люди (всего на первых порах было 8 человек) и стали первопроходцами в финансовом контроле расходования краевых государственных средств, оказались, так сказать, на линии огня. Ведь начало работы Счетной палаты пришлось на период, достаточно сложный в развитии экономики края - с острым дефицитом "живых" денег, пресловутыми зачетами, возрастающим объемом неплатежей. Первые же проверки, проведенные нами, показали, что такой орган создан своевременно, это позволило выявить порочные механизмы, которые утяжеляли расходы краевого бюджета, размывали его средства по региону.

На первоначальном этапе наша работа сводилась в основном к проведению текущего и последующего контроля исполнения законов, в том числе о краевом бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондов и экспертизе проектов бюджетов на следующий год. Постепенно круг задач расширялся. Рост объема и сложность работы вносили в нее свои коррективы. В апреле 1998 года принята новая редакция закона о Счетной палате края, она стала учитывать наш первый опыт. Начала изменяться и структура палаты. В 2000 году, к примеру, число аудиторских направлений увеличилось до семи против пяти в 1998-м и трех - в 1997-м. У нас сформировалась единая система. Она включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль, связанный с экспертизой проекта краевого бюджета, оценкой его исполнения, проверками целевого и эффективного расходования средств как самого бюджета, так и целевых бюджетных и внебюджетных фондов. В эту систему вошел целый пласт работы, связанной с проверкой законности, эффективности и целесообразности использования краевой государственной собственности.

И это еще далеко не все. В рамках предварительного контроля, к примеру, ведется экспертно-аналитическая работа, в ее процессе проводится экспертиза проектов краевых законов.

Кстати, сейчас ни один законопроект, который предусматривает расходы, покрываемые за счет средств краевого бюджета, или влияет на формирование и исполнение краевого бюджета и внебюджетных фондов, не рассматривается без заключения Счетной палаты. Всего за рассматриваемый период в ЗС края было направлено свыше 400 заключений на законопроекты. С учетом замечаний и предложений палаты (полностью или частично) принято более 100 законопроектов.

Теперь подробнее о некоторых направлениях нашей экспертно-аналитической работы. Ее важнейшая составная часть - подготовка заключений на проекты законов о краевом бюджете на соответствующий год. Параметры проектов сопоставляются с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социально-экономическом положении края в целом, а также отдельных его административно-территориальных единиц и отраслей. Учитывается фактическое состояние финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений и иных показателей. Это позволяет подготовить обоснованное заключение Счетной палаты на проект краевого бюджета и при его обсуждении в ЗС края, вносить предложения по корректировке тех или иных бюджетных параметров.

Должен сказать, что контроль исполнения бюджета каждого финансового года ведется непрерывно в течение нескольких последовательных стадий: предварительный контроль проекта бюджета будущего года, оперативный (текущий) контроль в ходе исполнения бюджета текущего года и последующий контроль уже исполненного бюджета. Таким образом, в течение каждого календарного года Счетная палата работает одновременно, как минимум, с бюджетами трех лет.

При экспертизе выявляются как резервы увеличения доходной части краевого бюджета, так и планируемые завышенные суммы по его доходным статьям. В качестве основных недостатков можно назвать следующие: несоответствие предлагаемых решений и норм действующему законодательству; несогласованность показателей, представленных в прогнозе социально-экономического развития края, с показателями, принятыми для расчета доходных статей бюджета; недостаточная обоснованность доходных и расходных статей бюджета; неурегулированность вопросов оказания финансовой помощи бюджетам городов и районов края за счет средств фонда финансовой поддержки территорий, что расширяет возможности принятия субъективных решений при распределении средств финансовой помощи городам и районам края.

В 1996-2001 годах Счетной палатой проведено более 130 контрольных мероприятий (с учетом предварительного контроля - всего свыше 500), выявлены нарушения в использовании средств на 2 млрд рублей, в том числе нецелевое использование 505,5 млн рублей, возвращено в бюджет более 250 млн рублей. В ходе проверок вскрыты нарушения отдельных положений законодательства РФ и края. В ЗС, администрацию края и проверяемые организации направлены конкретные предложения по устранению выявленных нарушений. Материалы по 24 проверкам переданы в правоохранительные органы края.

И все же мы считаем, что нашей палате немало еще надо сделать в плане повышения уровня подготовки заключений на проект бюджета. Он, по нашему мнению, должен в большей степени базироваться на конкретных результатах не только экспертно-аналитических, но и контрольных мероприятий.

Считаем, что необходимо усилить оценку обоснованности доходных и расходных статей бюджета. Есть минусы и в проверке уже исполненного бюджета, которую мы начинаем сразу же после завершения финансового года. Поскольку в крае не осуществлен еще переход на казначейскую систему, то при проведении проверки не получается сплошного охвата, изучения и сверки всех платежных документов по остаткам, приходу, расходу и заимствованию средств. Эта работа ведется пока только на основе выборочных проверок главных распорядителей бюджетных средств, анализа и обработки максимально возможного числа первичных платежных документов, а также отчетных данных, полученных в ходе встречных проверок участников бюджетного процесса.

БЮДЖЕТНЫЕ ДЫРЫ.

Проверки использования средств, выделенных из краевого бюджета их главным распорядителям и получателям, показали, что администрация края не осуществляет в должной мере контроль законности, целесообразности и эффективности расходования краевых государственных средств, использования краевой собственности. Не уделяется максимум внимания организации внутреннего контроля в госучреждениях.

Допускаются случаи несвоевременного финансирования подведомственных организаций при наличии средств краевого бюджета на счетах главных распорядителей. У участников бюджетного процесса отсутствует нацеленность на максимальную защиту интересов края в договорных отношениях. Распорядители бюджетных средств довольно часто не предъявляют виновной стороне претензии за несвоевременное исполнение договоров, не принимают должных мер по эффективному использованию бюджетных средств.

Широкий общественный интерес вызвали проверки, например, использования средств краевого бюджета, выделяемых на реализацию краевых целевых программ, финансовую поддержку городов и районов, финансирование расходов на социальную сферу и сельское хозяйство, поступления в краевой бюджет средств от горно-химического комбината и других доходных источников, а также проверки законности, эффективности и целесообразности использования краевой собственности. По результатам отдельных проверок Счетной палатой делались соответствующие выводы, на их основании вырисовывалась необходимость переосмысления целесообразности существующих механизмов финансового обеспечения отдельных задач и функций, находящихся в ведении краевых органов власти. Назову некоторые из проверок, вызвавшие большой резонанс.

Так, закон края от 21.12.95 года о региональном фонде зерна закрепил структуру, уже фактически созданную в 1994 году в целях обеспечения государственных нужд края в продовольственном и фуражном зерне, своевременного расчета с сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также подготовки и проведения полевых работ. Проверки формирования и использования средств этого фонда за 1994-1996 годы, а также за 1998-й и 9 месяцев 1999 года высветили одни и те же недостатки. Время шло, но они не устранялись. Кроме того, из-за плохого управления средства краевого и федерального бюджетов, полученные фондом за весь период его существования, были утрачены на 65 процентов, что составило 192 млн рублей.

Формирование и использование регионального запаса зерна администрацией края в том виде, в каком оно существует в настоящее время, не позволяет эффективно использовать средства, направляемые на решение задач, стоящих перед фондом. Объемами зерна (менее 20 процентов от краевой потребности), которые поступили в фонд в 1998 и 1999 годах, уже невозможно влиять на рыночную стоимость муки и, как следствие, на цены хлеба и хлебобулочных изделий.

Идем дальше. Нами выявлено, что в крае не выполняется и Федеральный закон от 2 декабря 1994 года "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд": и в части государственного регулирования цен, предельного размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в региональные фонды, и в части формирования региональных продовольственных фондов и создания системы госзаказа, и в части ежегодного определения в краевом бюджете суммы средств для формирования региональных фондов, а также определения квот поставщикам на закупку продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам.

При поставках продовольствия госучреждениям, к примеру, не соблюдался порядок работы по обеспечению госнужд в сельскохозяйственной продукции и продуктах питания, утвержденный администрацией края. Управление торговли как государственный заказчик не обеспечило формирование госзаказа в необходимом объеме. Поставки продуктов питания по заключенным контрактам в 2000 году составили лишь 45 процентов от потребности в них учреждений соцзащиты. Как показала проверка школ-интернатов, подведомственных главному управлению образования края, через управление торговли края им поставлено продуктов питания в стоимостном выражении в 2000 году лишь 31,82 процента, по прямым же договорам, минуя управление торговли, - 68,18 процента.

При этом госзаказчик не обеспечил выполнение поставщиками своих обязательств в полном объеме по поставке продуктов питания для учреждений социальной сферы. План поставок 59 поставщиками, прикрепленными к учреждениям соцзащиты, выполнен в среднем на 86, а отдельными поставщиками -на 6-50 процентов. Страдал и ассортимент, с изъянами было качество, взаиморасчеты бюджетных учреждений с поставщиками затягивались на месяц и более.

При системе прямых договоров бюджетные учреждения, перечисляя "живые" деньги на расчетные счета оптовых магазинов и посреднических организаций, фактически кредитовали их за счет средств краевого бюджета. Проверки школ-интернатов выявили неэффективное использование средств краевого бюджета (354 тысячи рублей, или 13 процентов от использованных) на приобретение продуктов питания. Отсутствие четкого механизма поставок продуктов питания нужного ассортимента резко обеднило в учреждениях социальной сферы нормы питания.

Не обошла Счетная палата своим вниманием и северный завоз.

Наши проверки показали, что региональный фонд, сформированный из возвратных сумм бюджетных средств, выданных в 1995-1998 годах юридическим и физическим лицам, утвержденный законами о краевом бюджете на 1999 и 2000 годы, из-за отсутствия финансовых средств у заемщиков, а также произведенных взаимозачетов не имеет средств и носит чисто статистический характер.

Больная тема, а значит, и важная точка для приложения сил Счетной палаты - целевые программы нашего региона. С момента принятия закона края о них (17.12.96 г.) законодательно утверждено 70 целевых программ (37 - в 2000-м и 19 - в 2001 году). Проведенные за отчетный период проверки использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию девяти программ, показали, что в процессе реализации систематически допускаются сбои в их финансировании. Нарушается порядок отчетности об исполнении программ, что приводит к нецелевому и плохому использованию средств - они "пролетают мимо цели".

Согласно постановлению администрации края в 2001 году планируется утвердить еще 58 целевых программ, которые, как предполагается, начнут финансироваться с 2002 года. Вообще же в 2002 году в крае должны выполняться 100 программ. Мы убеждены, что простым наращиванием количества законодательно утвержденных краевых целевых программ властям не удастся достичь стратегической цели в экономике, которая провозглашена в концепции социально-экономического развития региона на период до 2010 года. А именно "формирования высокоразвитой социально ориентированной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста и решение социально-экономических задач в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений и повышения качества жизни населения края". Полагаем, администрации следует пересмотреть подходы к разработке, реализации и финансированию целевых программ, лучше обеспечить действенный контроль их исполнения.

РУБЛЬ ПИШЕМ - ДВА В УМЕ.

С первых же дней создания палаты под контроль были взяты средства краевого бюджета, направляемые на поддержку территорий. В состав края, как известно, входят 42 района и 15 городов краевого подчинения. В настоящее время все территории, за исключением городов Красноярска, Норильска и Северо-Енисейского района, получают средства из фонда финансовой поддержки. На это дело ежегодно уходит около 30 процентов расходов краевого бюджета. За рассматриваемый период проведено 22 проверки. Выявлены факты нецелевого, нерационального и неэффективного использования средств на 36,8 млн рублей. Это немалая сумма. Из каких слагаемых она сформировалась? В ряде территорий при проведении взаимозачетов в ходу была порочная практика заключения договоров без предварительного получения товаров и оказания услуг, имели место случаи отсутствия документов по проведенным взаимозачетам. Выявились случаи задолженности перед администрациями местного самоуправления по договорам взаимозачета за недопоставку ТНП, стройматериалов и т. д.

В 2000 году доля неденежного финансирования территорий из фонда финансовой поддержки составляла менее одного процента против 54 в 1998 году. Проверка использования средств фонда финансовой поддержки территорий выявила случаи нецелевого расходования бюджетных средств, которые произошли в результате решений, принимаемых администрацией края.

Вмешательство власти в процесс исполнения местных бюджетов привело к нецелевому расходованию бюджетных средств администрациями Березовского и Емельяновского районов на суммы 7,4 млн и 5 млн рублей соответственно.

Начиная с 1995 года в крае законодательно утверждается размер фонда финансовой поддержки. Однако порядок финансирования и условия предоставления помощи местным бюджетам в крае до сих пор не определены никакими нормативно-правовыми актами.

Проведенные Счетной палатой в 1997-2001 годах контрольные мероприятия высветили и эту проблему. Без четко определенного порядка и условий предоставления финансовой помощи местным бюджетам финансирование территорий из фонда финансовой поддержки городов и районов края происходит неравномерно, что ставит территории в неравные условия при осуществлении расходов, усиливает социальную напряженность в одних и порождает иждивенческие настроения, нежелание работать с собственной доходной базой в других.

В нынешнем году Счетная палата обратила свой взор на использование средств краевого бюджета (134,3 млн рублей), выделенных на реконструкцию канализационного коллектора в г.

Канске. И тоже было чему удивиться. В организации и финансировании работ отсутствует единый план, а также какой-либо контроль. Достаточно сказать, что на текущем счете финуправления администрации Канска средства краевого бюджета находились без движения от 13 до 54 календарных дней.

Идем дальше. Из полученных исполнительной властью средств в бюджете г. Канска местным городским советом почему-то не утверждены расходы (6 млн рублей), которые фактически освоены при реконструкции коллектора. Ею занимается ОАО "Холдинговая компания "Красноярскстрой", которое выиграло тендерные торги со стоимостью работ 2061,93 тысячи рублей. Однако впоследствии сметная стоимость реконструкции объекта в нарушение итогов подрядных торгов почему-то возросла еще на 19708,4 тысячи рублей. Но и это еще не все. УКСом финансирование работ на этом коллекторе производится без учета условий договора подряда, в результате средств перечислено больше, а работы выполнено меньше. Отставание может привести к срыву сроков реконструкции объекта и удорожанию работ, что повлечет за собой неэффективное расходование 7,5 млн рублей из краевого бюджета.

Следует отметить, что Счетной палатой при проверках неоднократно выявлялись случаи отступления от условий решений и других конкурсных комиссий. Так, проверкой использования бюджетных средств на покупку лекарственных препаратов для медицинских учреждений края установлено, что при заключении контрактов с победителями конкурсных торгов допускались отступления от условий решения конкурсной комиссии по срокам исполнения контрактов в пользу поставщиков. Дополнительные соглашения с победителями конкурсов, по сути, меняют условия, которые были признаны наиболее выгодными и позволили выиграть конкурс.

Мы намерены обобщить практику таких явлений, обратив внимание администрации края на негативные последствия для бюджета, и поставить вопрос о разработке механизмов, обеспечивающих защиту интересов края при возникновении подобных ситуаций.

Доверяй, но управляЙ.

Теперь об использовании государственной собственности. Общий вывод по результатам проверок состоит в том, что неэффективность управления краевым имуществом является следствием отсутствия полной и достоверной информации о его наличном составе и стоимости, отсутствия обоснования и планирования управляющих воздействий. В крае до сих пор не разработана концепция формирования и управления госсобственностью, которая предусматривала бы основные направления, задачи и конкретные мероприятия в этой сфере. В результате отсутствия обоснованного плана продаж госимущества, а также допущенных нарушений действующего законодательства о приватизации госимущества краевой бюджет от продажи объектов нежилого фонда, сданных в аренду, понес значительные потери.

Проверки показали, что отсутствует координация действий структурных подразделений администрации края, не определены функции по управлению предприятиями между краевыми органами исполнительной власти. В результате управление фактически сведено к распоряжению краевым имуществом, то есть к юридическим действиям, связанным с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий. Деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна, что приводит к недополучению доходов в краевой бюджет.

6 октября 2001
  • 8.05.2002 - Первокурсники пишут сочинения о войне.
  • 20.06.2001 - Вручены государственные премии.
  • 9.09.1998 - День примирения для Чили.
  • 7.05.2003 - Отражение преданности.
  • 2.02.2001 - Варенье из лепестков роз.
  • 24.11.2000 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОВ, ВОИНАМ-АФГАНЦАМ И УЧАСТНИКАМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ В ЧЕЧНЕ БУДЕТ СОЗДАН В ТАШТАГОЛЕ.
  • 27.01.2000 - Попали наши в призеры.
  • 6.09.1997 - "Я и "Известия" на этой неделе.
  • 22.04.2004 - РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР ДУБОВИК УМЕР ОТ ОТСУТСТВИЯ ВЕШАЛКИ.


  • События

    В СТОЛИЦЕ СОЗДАЕТСЯ ЦЕНТР КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.

    В Москве по инициативе банка "Российский кредит" создается центр кредитования малого бизнеса, сообщил начальник управления кредитования и гарантий банка Алексей Панин. В рамках центра будет объединена работа кредитных экспертов нескольких столичных отделений банка. Это позволит ускорить оформление кредитов. Сейчас "Российский кредит" ведет переговоры с ЕБРР о получении 10 млн. долл. для кредитования малого и среднего бизнеса.

    С. ПАВЛОВ.

    Имени Героя.

    Кемеровской муниципальной средней школе N 54 присвоено имя.




  • 12.11.1999 - Альберт ПОМОРЦЕВ: Будет лед, будет и песня.
  • 20.05.2002 - Ребров может перейти в "Астон Виллу".
  • 5.06.1997 - Россия переходит на новую систему оплаты жилья.
  • 8.09.1998 - РОССИЯ МОЖЕТ СНИЗИТЬ ЭКСПОРТ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ.
  • 15.03.2002 - Охота на матерых.
  • 17.12.1999 - Украденный Клондайк.
  • 2.03.1999 - Не все "короли" могут выигрывать.
  • 18.08.2000 - ДО 25 АВГУСТА ОТЛОЖИЛИ НАМЕЧЕННУЮ НА СЕГОДНЯ ЗАБАСТОВКУ КОММУНАЛЬЩИКИ ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ВОДОКАНАЛ".
  • 18.07.2002 - Опасная лепта.
  • 5.03.1998 - Россия рассчитывает вернуть утраченные позиции морской державы.
  • 16.08.2001 - Рукопашная.
  • 26.10.2000 - ФОНД "ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ЦПТ) ПО ЗАКАЗУ…
  • 4.11.1997 - МВФ и Россия вынуждены помириться до декабря.



  • За достоверность размещаемой на сайте рекламы редакция ответственности не несет.
    Перепечатка или любое воспроизведение с сайта www.anirniit.ru разрешается только с гиперссылкой на источник информации.
    Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции.